Морихэй Уэсиба (яп. 植芝 盛平 Уэсиба Морихэй, 14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) — основатель Айкидо. Родился в городе Танабэ в Японии. Известен как О-Сэнсэй (яп. 翁先生 О-Сэнсэй, «Великий учитель»).
Айкидо создано Уэсибой на основе элементов традиционных японских единоборств Дайто-рю Айки-дзюцу, кэн-дзюцу идзё-дзюцу. Название айкидо состоит из трёх иероглифов: ай(合) — соединение, гармония; ки(気) — духовная сила;до(道) — путь.
Основной принцип айкидо, как системы самообороны— использование силы (Ки) противника против него самого. В айкидо используются броски (нагэ-вадза), болевые удержания (осаэ-вадза), удары (атэми). Также характерной чертой айкидо являются круговые движения при уходе с линии атаки и выведение противника из равновесия (кудзуси).
Становление мастера
Уэсиба был старшим из четверых детей в семье. Его отец был крестьянином, а мать принадлежала к знатной семье Итокава. В возрасте 7 лет он начал изучать конфуцианство и буддистскую письменность. В 1902 году Уэсиба отправился в Токио и стал продавать письменные принадлежности и школьные товары в торговом районе Нихомбаси. В то же время он начал заниматься дзю-дзюцу (柔術) и кэн-дзюцу (剣術).
В 1903 году он записался добровольцем в армию в Осаке и принимал участие в русско-японской войне. В 1907 годупокинул армию.
В 1912 году по призыву правительства Уэсиба переехал на остров Хоккайдо на освоение незаселенных земель. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины, он вскоре становится её лидером и получает у поселенцев титул «Короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо) .
В 1915 на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Сокаку Такэде — мастеру Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и стал его учеником. Эта встреча имела важнейшее значение для будущего развития техники айкидо. Последующие 5 лет он учился у этого мастера и получил степень Кёдзю Дайри. Обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.
В 1920 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году переезжает в Аябэ, центр нового религиозного учения Омото-кё. Там он знакомится с создателем религии Омото-кё Онисабуро Дэгути.
Морихэя Уэсибу покорило учение Онисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряженные физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В том же году он открывает свое первоедодзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нем, как о мастеребоевых искусств, быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.
В 1921 году у Уэсибы рождается сын Киссёмару, который впоследствии станет вторым досю (хранителем пути).
В 1922 на Аябэ приезжает учитель Уэсибы Сокаку Такэда. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уэсибе инструкторский сертификат .
В том же году Морихэй Уэсиба впервые называет свою борьбу «Айки-Будо» (合気武道) .
В 1924 году Уэсиба принял участие в авантюре Онисабуро Дэгути — «великий поход» на Запад в поисках Шамбалы. Один из создателей секты-религии Омото-кё вдруг почувствовал в себе аватар будды Мироку, собрал группу добровольцев вместе с Уэсибой и Онисабуро, сев на белого коня, повел группу во Внутреннюю Монголию. Но путешественников вскорости арестовали, посчитав японскими шпионами и даже успели приговорить к смерти. Только заступничество властей Японии вернуло им свободу[1].
В этом путешествии у Морихэя Уэсибы впервые проявляются паранормальные способности — сиддхи. Кроме известного уворачивания от пуль и меча (до нанесения удара противником видел огненную черту, где пройдет лезвие меча) Уэсиба обладал способностью предсказывать будущее[2].
По возвращении из бесславного похода Морихэй стал усиленно тренироваться в боевых и духовных практиках, надолго уходя в горы Кумано. Он часто принимал обряд мисоги — очищение тела и духа под холодным горным водопадом, падающим прямо на макушку. Некоторые последователи утверждали, что в горах Кумано Уэсиба тренировался под руководством свирепого духа — воронообразного чёрта тэнгу . В результате столь строгой тренировки весной 1925 года Уэсиба достигпросветления сатори.
В 1932 году под патронажем и покровительством Омото-кё Уэсиба открывает и возглавляет Общество продвижения и поддержки боевых искусств Японии — Дайнихон Будосэнъёкай. Основными учениками были члены Народной милиции Омото-кё[3].
Примерно в эти же годы Уэсиба задумывается о преемнике. Уэсиба стал решать вопрос преемника в стиле учения Омото-кё, то есть преемником становится муж дочери, при этом зять усыновляется. (В Омото-кё сосоздательница Нао Дэгутиусыновила Киссабуро Уэду, женив на своей дочери Сумико, с переименованием его в Онисабуро Дэгути. С тех пор главой Омото становятся мужья дочерей по женской линии, идущей от Нао Дэгути). Так и Уэсиба для своей дочери Мацуко нашел жениха среди учеников, мастера кэндо Киёси Накакура.
В Кобукане Уэсибой была даже основана школа кэндо, преподавателем в которой и был зять Накакура. Его Морихэй усыновил и дал свою фамилию Уэсиба. Однако через несколько лет произошел развод и Киёси Накакура покинул Уэсибу, став однако большим мастером кэндо и иайдо (9 дан)[4].
В 1936 Уэсиба открывает собственную школу в Токио с поддержкой Онисабуро Дэгути .
В 1941 году впервые было упомянуто название «айкидо» (合気道) . Уэсиба видел айкидо, содержащее гармонию и любовь, как средство для объединения всех людей в мире, как ему и проповедовали в Омото-кё, духовные постулаты которого и легли в основу философии айкидо — пути гармонии и любви.
В 1942 году Уэсиба переезжает в город Ивама префектуры Ибараки. Там он строит додзё и Храм Айки (в рамках религии Омото-кё). Один из биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных. Возможно, это также было связано с преследованием религиозного движения Омото-кё — японской военной полицией Кэмпэйтай, аналога гестапо. Онисабуро Дэгути и множество других были арестованы, храмы Омото-кё в Аябэ и Камэоке разрушены (1935 год). От ареста Уэсибу спасло заступничество высокопоставленных учеников[5].
После войны Уэсиба возвращается в Токио и открывает додзё в районе Вакаяма.
В 1950 году Уэсиба путешествует по Японии и преподает айкидо.
Умер Уэсиба в 1969 году в возрасте 86 лет.
Наследие
Ученики помнят Уэсибу как мастера боевых искусств, чья практика айкидо вывела его на новый уровень — от мастера, обладающего совершенной техникой, к моральному и философскому познанию айкидо как пути к мировой гармонии перед лицом окружающей агрессии.
Уэсиба обучил большое число учеников. Многие из них сами стали учителями, создав собственные школы айкидо. Ниже приведён далеко не полный список учеников, обучавшихся у Уэсибы в разные годы. 1-е ПОКОЛОНИЕ
Нориакэ Инуэ 1921 |
Изаму Такэси 1925 |
Кэндзи Томики 1925 |
Хисао Камата 1929 |
Иккусаи Ивата 1930 |
К. Фунахаси 1930 |
Минору Мотидзуки 10 дан 1930 |
М. Хасимито 1931 |
А. Мурасигэ 1930 |
Риндзиро Сирата 10 дан 1931 |
Т. Юкава 1931 |
С. Ёнэкава 1931 |
Годзо Сиода 10 дан 1932 |
З. Аказава 1933 |
Такума Хиса 1935 |
Бансэн Танака 1936 |
|
Тэнрю 1939 |
Минори Хираи 1939 |
Кисабуро Осава 9 дан 1940 |
К. Сунадомари 1942 |
Тадаси Абэ 8 дан 1942 |
3-е ПОКОЛЕНИЕ
|
Хироказу Кобаяси 8дан 1946 |
Хироши Тада 9 дан 1947 |
Садатеру Арикава 8 дан 1947 |
Сёдзи Нисио 8 дан 1951 |
Сейго Ямагути 9 дан 1951 |
Масамити Норо 1951 |
Сэйсэки Абэ. 10 дан 1952 |
Нобуёси Тамура |
|
Е. Куроива 6 дан 1954 |
Я. Кобаяси 8 дан 1955 |
Андрэ Нокэ 8 дан 1955 |
4-е ПОКОЛЕНИЕ
Масатаке Фудзита 8 дан 1956 |
Акира Тохэй 8 дан 1956 |
Ёшимицу Ямада 8 дан 1957 |
||
Кацуаки Асаи 8 дан 1958 |
Кадзуо Tиба 8 дан 1958 |
Сейити Сугано 8 дан 1959 |
Мицунари Канаи 8 дан 1959 |
Митцуги Саотомэ 1959 |
Сюдзи Маруяма 6 дан 1959 |
Тэрри Добсон 1960 |
Норихико Ичихаси 8 дан 1960 |
Нобуйюки Ватанабэ1960 |
Сейдзюро Масуда 1960 |
М. Суганума 196 |
С. Имайзуми 1962 |
К. Маруяма 1962 |
Сэйсиро Эндо |
Кэндзи Симицу 1963 |
Эзотерика Уэсибы
Немалое наследие Уэсиба оставил в эзотерической части айкидо. Кроме переосмысления нравственных принципов будо на основе ненасилия и отказа от соревновательности, внесения нового смысла в древнее японское понятие «Айки», он внес много эзотерического в айкидо: космология айкидо, учение И-КИ, магию первозвуков котодама[6]. Благодаря этому ныне учение Морихэя Уэсибы причисляется к тантре, само айкидо причисляется к тантрическим боевым искусствам[7].
Особо стоит отметить стихи О-сэнсэя — Дока (стихи Пути).
Мемуары Мастера
Поскольку Ай (合 — гармония) едино с Ай (愛 — любовь), я решил назвать мое уникальное будо «айкидо», так как слово «Айки» достаточно древнее. Однако термин, который использовался воинами в прошлом, фундаментально отличается от того, что использую я. Айки — это не техника, не способ бороться или нанести поражение врагу. Это путь установить мир и сделать человеческие существа единой семьей. Секрет айкидо в том, чтобы слиться в гармонии с движением Вселенной и привести себя в согласие с самой Вселенной. В айкидо необходим разум, служащий умиротворению всех человеческих существ в мире, а не намерение кого-то, кто лишь желает быть сильным или практикуется только в бросках противника. Я спокоен, где бы и когда бы я ни был атакован. Я не имею привязанности к жизни или смерти. Я оставляю все, что есть, Богу. Будь свободен от привязанностей к жизни и смерти и сохраняй свой разум, который оставляет все Ему, не только когда будешь атакован, но и в повседневной жизни. Истинное будо — это работа любви. Это труд давать жизнь всем существам и не убивать, не бороться ни с кем. Любовь — хранитель божественности во всем. Ничто не может существовать без этого. Айкидо — это реализация любви. «Следовать Пути» означает быть единым с волей Бога и практиковать ее. Если мы даже слегка отступаем от этого, мы более не на Пути. Можно сказать, что Айкидо есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего дыхания. Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия Айкидо. Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда Айкидо принесет плоды в этом мире. Я хочу призвать людей прислушаться к голосу айкидо. Это не служит исправлению других, это ради исправления вашего собственного разума. Это айкидо.
- gamajundojo
- пн, 10/08/2012 - 18:11
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии