НовостиИнтервью с Михаэлем Иберсом 2004 года, напечатанное в немецком Aikidojournal.

Аватар пользователя gamajundojo

Иберс сэнсэй любит честно и открыто практиковать на татами. Настолько же честно и открыто он общается. Публичному общению он предпочитает личное и дружеское.


Есть вероятность, что нам повезло найти единственное интервью с сэнсэем. Хотя даже о нём мы узнали совсем недавно.
Итак...
Интервью с Михаэлем Иберсом 2004 года, напечатанное в немецком Aikidojournal.
Оригинал и полная версия: www.aikidojournal.de/docs/93/97_946_de.pdf

Частично приводим перевод интервью




Беседа с Михаэлем Иберсом из Мюнхена. 

Вопрос (В): Михаэль, ты был уже в Японии? 
Ответ (О): Да, как минимум раз в год я стараюсь посетить свою вторую родину, где я прожил десять лет. 
Я снова оказался там весной с двадцатью другими айкидоками, чтобы посетить гассюку с ВАТАНАБЭ сэнсэем. Мы приехали в деревню, в Ицу, юго-западнее Токио, и занимались там целую неделю у моря. В следующем году я бы хотел, если мне это удастся, остаться там на два месяца, чтобы интенсивнее заниматься Иайдо. 
Мои учителя не так уж и молоды, им по 74 и 86. 

В: Что же заставило тебя задержаться в Японии аж на десять лет? 
О: О, это длинная история. Я начал заниматься около двадцати пяти лет назад у Джорджо Сафио, здесь, в Мюнхене. Он организовал четырёхнедельную поездку в Японию. Поехали 16 участников, среди которых был и я. Мы занимались в Хомбу Додзё и у ТАДА Хироси сэнсэя. Джорджо был учеником ТАДА сэнсэя. Вместо четырёх недель я и ещё три моих приятеля остались на целых три месяца. Я пришёл к выводу, что больше уже не хочу уезжать. Но так как я не имел работы, я вынужден был вернуться обратно. Я пробыл в Германии год или чуть больше, пока мне не представилась очередная возможность поехать в Японию ещё на год. Так пролетели мои десять лет. 

В: Возможность? Что именно это означает? 
О: Я хотел открыть магазин антиквариата совместно с моей подругой, но не вышло. Тогда хороший друг помог мне найти работу в качестве учителя немецкого, которой я занимался в течение десяти лет. 

В: Как ты познакомился с ВАТАНАБЭ Сэнсэем? 
О: Это так же связано с моим первым учителем, который познакомился с ВАТАНАБЭ сэнсэем в Хомбу Додзё. Они хорошо ладили и он пригласил ВАТАНАБЭ сэнсэя на два месяца в Мюнхен. Разумеется, два месяца - это очень долгий срок. Тогда мне удалось лучше узнать ВАТАНАБЭ сэнсэя и стать его учеником, коим я являюсь по сей день. 
<...>

В: Ты упомянул ТАДА сэнсэя и ВАТАНАБЭ сэнсэя, они были единственными учителями? 
О: Ты забываешь, я пробыл в Хомбу Додзё десять лет. Я занимался у всех учителей. Это была пора расцвета, с моей точки зрения. Все были там. Киссёмару УЭСИБА ещё преподавал, по понедельникам вечером и рано утром в четверг. Преподавали ЯМАГУТИ сэнсэй, АРИКАВА Сэнсэй, который, к сожалению, уже скончался. ОСАВА Сэнсэй и ИТИХАСИ сэнсэй ещё пребывают в здравии. ВАТАНАБЭ сэнсэй интенсивно преподавал в Хомбу, по шесть часов. СИБАТА Сэнсэй тоже был там, до его отъезда в Америку. Но свой шо-дан я сдавал ТАМУРА сэнсэю уже в Европе. 
Многие из сэнсэев, которые занимаются сейчас в Хомбу, были ути-деши. Можно сказать, что сейчас - смена поколений. Сейчас ТАДА Хироси самостоятельно уже не преподаёт, а лишь даёт специальные курсы. 
Все старейшины, собственно говоря, или покинули Хомбу додзё, или скончались. Кроме ВАТАНАБЭ Сэнсэя, с начала и до середины 60-ых по сей день старейшинами являются ЭНДО сэнсэй и МАСУДА Сэнсэй. 

В: Ты ещё занимался с АРИКАВА сэнсэем. Какое впечатление он на тебя произвёл? 
О: Тяжело, трудно. Очень тяжело для понимания, поскольку у него очень жёсткий и минималистичный стиль. Я никогда не видел такого тайминга, как у него. Чем более опытным становишься, тем менее расточительно ты двигаешься, чтобы Ирими всегда становилось лучше. 
Его движения всегда были словно замедленны, хотя он всегда присутствовал здесь. Невообразимо и тяжело. 
Я занимался у него месяцами, после того как он меня заметил, как кого-то, кто действительно открыт для такой работы и правда в этом заинтересован. Как-то он пригласил меня в качестве уке в коте-гаеси, после чего я три недели имел опухшие запястья. Моё укеми, вероятно, ещё не было достаточно хорошим. 
Его присутствие и по сей день заставляет трепетать меня от страха и кажется чем-то сверхъестественным. Не важно, какое будо-событие происходит, АРИКАВА сэнсэй всегда оказывается там, даже если просто заснять это на камеру. Как я понял, он собирает огромную коллекцию материалов. 
Как-то мне и другим айкидокам выпала возможность пообедать вместе с ним. Тогда я понял, что должен ещё заниматься как минимум пятьдесят лет, чтобы перенять хотя бы половину его опыта. 
<...>
В: Как ты можешь охарактеризовать свой стиль? 
О: Конечно, я стараюсь ориентироваться на ВАТАНАБЭ сэнсэя, но так как я занимался и у других, всё проникает друг в друга и смешивается. Для меня важны ось в перемещении и ось моего тела. Я должен двигаться целиком, например, я должен равномерно распределять вес равномерно на обе стопы, а не только переносить вес на одну мою переднюю ногу. Благодаря ВАТАНАБЭ сэнсэю я стал Изогай-терапевтом, как только узнал, как правильно направлять тело. (Изогай - японская телесная терапия). 
Я являюсь терапевтом по телесной работе. Существует концепция Иды Рольф: "Линия гравитации", что означает хорошо структурированное тело, ориентированное на силу притяжения. Это значит, что нужно двигаться без мышечной силы и позволять телу быть расслабленным. 
У многих айкидок есть проблемы с коленями и повреждениями плеч, что говорит о неправильном обучении и плохой физической нагрузке. 
Я думаю, может, что-то идёт не так, если в конце концов учитель и ученик имеют общие проблемы со здоровьем. Это так же было причиной, по которой я начал заниматься телесно-ориентированной работой. Благодаря опыту я понял, что ученики перенимают то, что они видят, это даже не нужно говорить словами. Поэтому я не хочу, чтобы моё неправильное положение тела стало кому-то примером.

В: То есть помимо Айкидо, ты занимаешься телесно-ориентированной терапией? 
О: Да, я занимаюсь терапией. Мой учитель, Вилльям "Даб" Ли, был учеником Иды Рольф и Моше Фельденкрайза. Затем он провёл несколько лет в Дзен-храме Хозен-зи, где разработал свою собственную методику телесно-ориентированной работы, которую назвали "Zen-bodytherapie". После того как я обучился этому, я начал применять это в Японии, а затем и в Германии. 

В: Ты знаешь, почему ты выбрал именно Айкидо?
О: Да, я пытался найти то, с помощью чего я смогу сохранить себе жизнь. Я был здесь, в Мюнхене, на гражданской службе, и здесь был один швейцарец, у которого был второй дан по дзюдо. Как-то он пришёл на работу и сказал, что был у Джорджио в додзё, и тот "уложил его одним пальцем". 
Ещё как-то мне в руки попала книга Андре Ноке (André Nocquet), и так я оказался у Джорджио в додзё снова, не понимая, что же действительно я здесь делаю. После этого занятия я почувствовал себя очень хорошо, что послужило хорошей причиной для продолжения занятий в целом. 
Из одного часа в неделю это быстро переросло в четыре раза в неделю, а затем и поездка в Японию не заставила себя долго ждать. 
ТАДА, ЯМАГУТИ, КОБОЯСИ, ХОСОКАВА, ТАМУРА и так далее. Джорджио Сафио всегда нас поощрял, чтобы мы занимались с каждым сэнсэем лично. В любом случае, назад пути уже не было.

Яндекс.Метрика