СтраницаОб АЙКИДО

 

Айкидо (合気道 айкидо:) — японское боевое искусство, разработанное Морихеем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и распространить искусство самозащиты, в котором практик может разрешить конфликт без нанесения вреда атакующему.

Айкидо акцентируется на слиянии с нападением противника и перенаправлении энергии (движение КИ) атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».

Этимология


Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

  • Ай () — «гармония, слияние, единение»;
  • Ки () — «энергия, движение, жизненная сила»;
  • До () — «путь, способ, метод, принцип».

История



Ключевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Омото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё, в своем доме он постелил 18 циновок и начал обучать последователей учения Омото-кё. Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нем как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло. В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю айки-дзюцу на протяжении 5 лет (1915–1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников наездами, что не помешало Морихею Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда дает Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.
Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю в 1922 Уэсиба создает своё собственное будо и называет его Айки-бу-дзюцу.

 

Айкидо как способ самопознания


Неправильно будет считать айкидо исключительно системой различных приёмов и принципов. Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал множество направлений традиционного дзю-дзюцу, а также кэн-дзюцу, значитльное внимание уделял изучени работы с копьём (яри дзюцу) и дзё (синто мусо рю). Во многих школах Морихей Уесиба получил подтверждение полной передачи знания (манке окуден). На основе полученных знаний он сформировал свою систему — айкидо. Айкидо не является противовесом традиционным бу-дзюцу, скоре это их эволюция. Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Омото-кё исинтоистские учения. Морихэй Уэсиба писал, что айкидо — это не боевое искусство, а Искусство Мира, объединение сознания с вселенной. Значительно внимание в айкидо уделяется различным очистительным обрядам — телесным и душевным. Основатель говорил, что айкидо — это Тинкон-кисин и МисогиЕго дивизами были Масакацу Агацу КацухаябиПо сути айкидо вобрало в себя всю Космологию прогрессивной японской эзотерической мысли.

Принципы айкидо


Айки

Айки (合気) в переводе с японского означает — «дух единения».

Айки, первая часть слова Айкидо, состоит из двух китайских иероглифов: ай, который означает «встречаться, смешиваться, присоединяться, гармонизировать», и ки, слова со множеством значений, означающего в данном случае «дух» и «настроение». Айки всегда было центральной темой азиатской философии. Однако Морихэй объявил, что его интерпретация айки гораздо шире, чем интерпретации прошлого, и определил айки следующим образом:

Айки, первая часть слова Айкидо, состоит из двух китайских иероглифов: ай, который означает «встречаться, смешиваться, присоединяться, гармонизировать», и ки, слова со множеством значений, означающего в данном случае «дух» и «настроение». Айки всегда было центральной темой азиатской философии. Однако Морихэй объявил, что его интерпретация айки гораздо шире, чем интерпретации прошлого, и определил айки следующим образом:

Айки — это универсальный принцип, который сводит все вещи воедино; это оптимальный процесс объединения и гармонизации, происходящий во всех сферах, от бескрайнего Космоса до мельчайшего атома.

Айки — это великий замысел Космоса; это жизненная сила, которая связывает материальные и духовные аспекты творения. Айки — это поток природы.

Айки обозначает единство тела и духа и представляет собой проявление этой истины. Более того, айки дает нам возможность привести к гармоничному единству небо, землю и человечество.

Айки означает «жить вместе в гармонии», в состоянии взаимного согласия. Айки — это высшая социальная добродетель. Это сила примирения, сила любви.

Айки в видении Морихэя очень близко понятиям западной философии Integritas (целостность) и consonantia (гармония). Интеграция, объединение — тела и духа, себя и другого, человечества и природы, красоты и правды — это условие, к которому должны стремиться все люди. Единство — это также моральное состояние: тот, кто един, может действовать самым лучшим и самым честным способом.

Ай-ки нельзя исчерпать словами,
Написанными или произнесёнными.
Не занимаясь пустой болтовней,
Пойми всё на практике.

— Морихей Уесиба

Айкидо развивает не только физические способности, но и духовные качества. Развитию этих качеств способствует особая обстановка в зале. Необходимо постоянное сосредоточение и безоговорочное выполнение указаний наставника во время тренировки. Только в этом случае можно избежать всевозможных травм и добиться результатов.

Изучение техники айкидо начинается с изучения основ и базовых стоек. Со временем эти базисными точки перестают быть застывшими и начинают расширяться.

В айкидо нет соревнований, а практикуется совместное ката: многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром с целью добиться гармонии между ними. Как правило один из партнёров защищается (он называется тори ( 取り), ситэ (仕手) либо нагэ (投げ) в зависимости от школы, а другой атакует (он называется укэ ( 受け)). Партнёры поочерёдно меняются. Важно, чтобы атакующий партнёр (укэ) выполнял свои действия искренне и без страха падения.

Ма-ай

Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. В проекции сверху представляет собой круг вокруг айкидоки, в пределах которого он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружен.
Ма-ай зависит от того, нападает вооруженный или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.

Уход с линии атаки (зоны поражения)

Уход с линии атаки — первое что должен сделать айкидока при выполнении техники. Айкидока смещается вправо или влево от линии атаки сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Отличительная особенность заключается в том, что айкидока не уходит от утака — он решительно и смело двигается прямо в неё. Это становится возможно по мере практики (в первую очередь очищения сознания от зажимов и страхов) — тогда раскрывается видение того, что как только появляется атака (потность), сразу же появляется и пустота куда можно свободно двинуться.

Ирими и тэнкан

Эти два принципа уходят корнями в древние школы бу-дзюцу и в мифологию (Кодзики). Ирими — прямолинейный вход (сближение со смещением-стеканием с атакующего воздействия), тэнкан — круговой уход и объединение с энергией нападающего. Почти все техники айкидо можно выполнить используя оба этих принципа. Вход ирими предполагает более решительные действия, тогда как тэнкан позволяет выиграть время, если атака была неожиданной.

«Ирими» — один из столпов Айкидо, означает «входить», физически и духовно, в атаку, одновременно отступая с линии атаки в сторону. Морихей демонстрировал «ирими» двумя способами: с мечом и без оружия. Однажды он описал принцип «ирими» как «один меч – одно тело» (итто-иссин) – вход должен быть прямым, резким и настоящим. Морихей говорил, что «атэми» – удар для нейтрализации атаки, существенно важен для хорошего «ирими». Морихей Уэсиба демонстрировал сокрушительные «ирими» — старые формы будзюцу, которые в Айкидо были большей частью модифицированы. Демонстрируя эту технику он сначала выводил своего партнёра из равновесия, а затем опрокидывал его броском и мог выполнять удержание в одной из вариации техники «ирими» в положении сидя. Треугольный «ирими» Морихей выполнял практически против любой атаки. В поздний период жизни, «ирими» Морихея Уэсибы стал более кругообразным. Он уходил в сторону, вёл своего партнёра по кругу, а затем бросал его мягким спиральным прикосновением. На протяжении всего времени занятий Айкидо «сокумэн ирими» — вход сбоку, был одной из любимых техник Морихея Уэсибы, которую он демонстрировал против дзё, меча или безоружного нападающего.

«Кайтен» — означает «открыть и повернуть». В «Будо» Морихей Уэсиба описывал это движение ещё и как «кайка» — повернуть и трансформировать, моментальную адаптацию к любой атаке. В «кайтэн» человек должен открыть сердце и повернуть агрессию вспять. Демонстрируя эту технику, Морихей Уэсиба, после поворота атаки в другую сторону, стоял в том же направлении, что и его партнёр, полностью рассеивая агрессию. Наиболее часто «кайтэн» применялся с котэ-гаэси. Движение «кайтэн» даёт человеку возможность подавить групповую атаку. Морихэй Уэсиба так наставлял своих учеников: «Входите, поворачивайтесь и сливайтесь со своими противниками спереди и сзади, справа и слева».

Кокю хо и кокю рёку

«Кокю-хо» — техники силы-дыхания, также являются одним из столпов Айкидо. Морихэй Уэсиба говорил: «Дыхание – это нить, связывающая мироздание воедино. Когда вы можете почувствовать бесконечное число вариаций дыхания во Вселенной, рождаются отдельные (индивидуальные) техники Айкидо». В старые времена считалось, что техники «кокю-хо» содержат секрет истинной силы, и поэтому их никогда не преподавали открыто. В подтверждении своих слов Морихэй Уэсиба демонстрировал в броске невероятную силу истинного «кокю-хо».

Использование «центра»

Работа «центром» (сейка танден) — наследие айки-дзюцу, это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое, уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют ноги. Большое значение имеет правильная стойка и правильные перемещения (тай-сабаки). Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее. Перемещая свой вес и регулируя его распределение между ногами можно удвоить силу выполнения приема. Фактически, степень эффективности приема зависит от правильности использования веса. В базовых движениях айкидо существенное внимание уделяется переносу центра тяжести, и ученик должен постоянно держать это в уме при практической работе.

Кудзуси

Кудзуси — выведение укэ из равновесия. В отличие от дзюдо и дзю-дзюцу, где также применяется кудзуси, в айкидо практикуется не силовое выведение из равновесия, а используется в большей степени движение нападающего, а также физиологические и психологические особенности человека. Человека можно представить как пирамидку с четырехугольным основанием, где два угла (суми) будут заполнены, а два пустыми. Используя голову, руки, ноги нападающего как систему рычагов, айкидока вынуждает укэ к падению, при этом центр тяжести укэ смещается в маэ — суми (передний пустой угол) или усиро — суми (задний пустой угол). Иногда во время выполнения техники центр укэ смещается в маэ и усиро суми несколько раз. Хорошо проведенное кудзуси приведет к падению укэ.

Укэми

Укэми — обычно это страховка при падении. С самого первого занятия, начинающих айкидок обучают правильному падению, дабы избежать травм при последующем изучении техник. Различают маэ-укэми (страховка вперед), усиро-укэми (страховка назад), ёко-укэми (боковая страховка). Но понятие укеми намного шире чем страховка. По сути укеми — это способность принимать силу и движение противника. Эта способность развивается. Именно правильное понимание укеми позволяет понять что такое айки.

Осаэ

«Осаэ-ваза» — техники удержания, также являются столпом Айкидо. Удержания представляют совершенный контроль, правильное разрешение техники. Удержания также служат для растягивания и стимулирования мышц и суставов партнёра, что помогает сделать их более гибкими, сильными и здоровыми.

Еще принципы

Позднее некоторые выдающиеся ученики Морихея Уесибы расширили и углубили под себя некоторые принципы. Например один из ранних учеников основателя Годзо Сиода в своём видении айкидо говорил о следующих принципах:

Динамическая сфера — круговое движение не ограничено одной плоскостью; оно может идти спереди назад, справа налево, вверх или вниз, то есть опытный aikidoka должен уметь двигаться по кругу во всех направлениях, если он хочет иметь возможность встретить нападение с любой стороны. Круговое (или сферическое) движение естественным образом создает центростремительную и центробежную силы. Первая аналогична силе, втягивающей предметы в водоворот или смерч, вторая соответствует силе, сбрасывающей предметы с вращающейся подставки. Анализ правильно и своевременно выполняемых приемов показывает, что эти силы успешно используются в айкидо. В большинстве случаев полный выход противника из равновесия достигается за счет вращения или поворота, а не прямого нападения. Чтобы более детально рассмотреть это движение представьте, что противник атакует прямым ударом. Если вместо того, чтобы грудью встретить нападение, уйти с дороги и, не препятствуя движению противника, применить легкое давление вверх по спирали, то очень небольшого усилия будет достаточно, чтобы изменить направление атаки, вывести противника из равновесия и лишить силы. Это аналогично силе урагана торнадо, если ее сравнить с силой ветра, дующего в одном направлении.

Умение собирать силу в одной точке («шучи-рёку») — это полная концентрация чьей-либо силы в заданный момент в заданной точке. Например, захватывая запястье противника, нужно вложить в точку захвата всю силу. Напротив, если при нанесении атеми правой рукой часть силы используется левой, то удар теряет большую часть своей эффективности. Хотя полная концентрация силы невозможна, при регулярных тренировках можно достичь достаточно высокого уровня. Известны случаи, когда в экстремальных ситуациях, например, при пожаре, даже нетренированные люди поднимали предметы, которые в нормальных условиях были бы для них слишком тяжелыми — это пример бессознательной концентрации силы. Тренировка дает возможность научиться концентрировать собственную силу по желанию.

Первым получивший из рук Основателя 10 дан Коичи Тохей говорил о том, что очень важно применять в айкидо следующие 4 принципа:

  • быть полностью расслабленным
  • удерживать одну точку (сейка танден)
  • удерживать вес тела внизу и иметь легкий верх
  • расширять свою КИ

Оружие в айкидо


В айкидо характеристики оружия не так регламентированы, как в классических школах (корю). Каждый выбирает себе оружие, исходя из своих физических возможностей, а также и из того, насколько оно сбалансировано и удобно в руке. Новичкам, практикующим айкидо, часто говорят, что надо учиться вести бой голыми руками и с оружием в руках.

Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:

  • Катана — японский меч. Так как он является боевым острозаточенным оружием, то используется редко и, в основном, для демонстрации техник мастерами.
  • Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
  • Дзё — деревянный шест длиной 1 метр (длина дзё в разных школах может быть различна) и 24—26 мм диаметром.
  • Танто — короткий меч 30–40см

Уровни мастерства


В своем обучении айкидока проходит стадии от катай («твердое тело») — где исследование главным образом происходит из статических положений и где предметом исследования является костный скелет человека, до дзютай и рютай («мягкое тело» и «жидкое тело») — где исследование ведется в динамике и предметом исследование является движение противника и способы взаимодействия с ним. Такой подход со временем позволяет выйти на уровень китай («энергетическое тело»).

На этом уровне ваш дух и дух нападающего едины. Благодаря этому вы можете осуществить контроль над любыми действиями атакующего.

Основатель Айкидо О-сэнсэй Морихэй Уэсиба говорил:

"Все, что мне нужно это стоять, повернувшись спиной к противнику. Если противник пытается ударить меня, его желание ударить приведет к тому, что он ударит и поранит сам себя. Я един со Вселенной, я ничем не обладаю. Когда я встаю, я вбираю в себя противника".

Также 4-й уровень является вершиной в Айкидо, он очень трудно достижим и только О-сэнсэй и возможно очень не многие другие достигли его. Остальные не должны думать об этом, и старательно тренироваться на уровнях 1 — 3 — совершенствуясь день за днем.

Айкидо Айкикай


Hombu dojo, 17–18 Wakamatsu Cho, Shinjuku-ku, Tokyo, 162–0056 Japan

Фонд Айкикай

Фонд Айкикай — организация, официально признанная правительством Японии в 1940 году. Основа Айкикай — Всемирная штаб-квартира (хомбу) Айкидо, главная организация, занимающаяся популяризацией и развитием Айкидо во всем мире.

Инструкторы Хомбу додзё направляются в страны Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии. Независимо от расовой и национальной принадлежности, во всем мире занимается более 1,2 млн человек из 80 стран. И с каждым годом количество их увеличивается благодаря тому, что Айкидо пользуется все большей популярностью.

Во многом благодаря своей уникальной философии, Айкидо становится объектом общечеловеческого культурного наследия, который способствует миру и процветанию на Земле. Именно для этого создавал свое Будо Морихэй Уэсиба.

Досю

Досю (道主 До:сю:) — глава Федерации Айкидо. Титул передается по наследству от отца к сыну.

Досю с до Имя Фото
1 1940 26 апреля 1969 Морихэй Уэсиба
2 26 апреля 1969 4 января 1999 Киссёмару Уэсиба
3 4 января, 1999 и в настоящее время Моритэру Уэсиба

Хомбу Додзё

В 1968 первоначальное деревянное здание Хомбу Додзё перестроили в современное. 5 этажное здание включает в себя 3 отдельных зала для тренировок, насчитывающих 250 татами (500 кв. м). Сюда приезжают айкидоки со всего мира, чтобы повысить свое мастерство.

Тренировки проводятся с раннего утра и до позднего вечера (6:30–20:00). Занятия проводят сам досю и ведущие инструкторы Хомбу Додзё. Имеются также специальные классы для девушек и детей.

Система рангов

Система рангов в айкидо как и в других японских боевых искусствах состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течении 2–6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.
Ниже в таблице приведены адаптированные для России сроки сдачи экзаменов на дан, так как в Хомбу Додзё срок прошедший после сдачи предыдущего экзамена может быть меньше, а возрастной ценз ниже.

ранг название звание минимальный
возраст
минимальное время
после предыдущего
экзамена
условие получения
досю          
10-й дан дзю-дан сихан     присуждался только О-сэнсэем
9-й дан ку-дан сихан     образцовая техника и духовные качества
8-й дан хати-дан сихан     за особые заслуги
7-й дан сити-дан сихан     исключительная техника
6-й дан року-дан сихан     развитие айкидо в мире
5-й дан го-дан сидоин     развитие айкидо в национальном масштабе
4-й дан си-дан сидоин 25 лет 4 года после 3 дана свободная техника, написание эссе
3-й дан сан-дан фукусидоин 21 год 3 года после 2 дана ведение группы айкидо, знание всей техники
2-й дан ни-дан фукусидоин 18 лет 2 года после 1 дана написание статьи об айкидо, техника против ножа
1-й дан со-дан   15 лет 1 год после 1 кю знание базовой техники без оружия

Другие организации айкидо


Ивама-рю

Школа созданная одним из самых выдающихся учеников основателя Морихиро Сайто (9 дан). Морихиро Сайто после смерти Морихэя Уэсиба стал главой Ибараки додзё в Ивама, а также смотрителем Айки святыни. Сайто Сэнсей является автором множества книг, в том числе «Традиционное Айкидо» в 5-ти томах и, более поздней серии «Такемусу Айкидо». Сайто сенсей является единственным учеником, кому основатель разрешил преподавать оружие. Посде смерти Сайто его приемников в Ивама-рю стал его сын — Хитохиро-сэнсэй (6-й дан).

отличительные особенности: для Ивама-рю характерно очень мощное исполнение техники. В отличии от классического айкикай в Ивама с самого начала предлагается практика с боккеном и дзё (разработанные Сайто кумитачи и кумидзё).

Ки-айкидо [ Син-Син-Тоицу ]

Считалось, что приемником Основателя станет Коичи Тохей. Однако он уступил лидерские позиции мира айкидо сыну Основателя. Через некоторое между Коичи Тохеем и Кишшемару Уесиба (второй дошу) произошел разрыв, Коичи Тохей ушел из Айкикай и «унес с собой ки». Син Син Тоицу айкидо очень популярно во всем мире и его популярность с каждым годом растет.

отличительные особенности: о Ки гворится, Ки изучается, Ки развивается.

Ёсинкан айкидо

Один из самых жестких стилей айкидо созданный Годзо Сиодой.

Кенкукай

Стиль айкидо практикуемый Ешинобу Такеда — наследником легендарного мастера Сейго Ямагучи.

отличтельная особенность: это «психическое айкидо». очень мягкое и тонкое взаимодействие между уке и тори.

Кенбукай

Организация в составе Айкикай созданная учениками выдающего современного мастера Нобуйюки Ватанабэ сенсея.

отличительная особенность: название организации подчеркивает первостепенность укрепление здоровья. Для этого стиля айкидо характерна высокая интенсивность и радостность. Это айкидо также можно в равной степени назвать как и КИ-айкидо, так «психическим».айкидо Значительное внимание уделяется кработе с сознанием. С 2008 года эта организация проводит регулярные дружеские семинары в России, в которых наш принимает самое непосредственно участие.

 

Последние материалы

Яндекс.Метрика