Статьи_ОсенсейИнтервью с О Сэнсэем - 1957 г.

Аватар пользователя устроитель

Следующее интервью, взятое двумя безымянными репортёрами, опубликовано на японском языке в книге Айкидо, изданной Киссёмару Уэсибой, на страницах 198-219, Токио, Ковадо, 1957 год. Оно было переведено с японского на английский Стэнли Праниным и Кацуаки Тэрасавой.1: Когда я был студентом колледжа, наш профессор философии показал нам портрет знаменитого философа, и теперь я поражён удивительным сходством его с Вами, Сэнсэй.

Осэнсэй: Понятно. Возможно, мне и стоит заняться философией вместо тренировок. Ибо моё духовное начало выражено сильнее, чем физическое.


2: Говорят, что Айкидо сильно отличается от Каратэ и Дзюдо.
Осэнсэй: По моему мнению об Айкидо можно сказать как об истинном боевом искусстве. Потому, что это боевое искусство, основанное на Вселенской истине. Эта Вселенная состоит из многих разных частей, и тем не менее Вселенная, как общее понятие, объединена подобно семье и символизирует высшее состояние мира и благоденствия. Принимая такой взгляд на Вселенную, Айкидо не может быть ничем иным, кроме как боевым искусством любви. Оно не может быть боевым искусством насилия. По этой причине Айкидо можно назвать ещё одним проявлением Создателя Вселенной. Другими словами Айкидо подобно гиганту (чему-то всеобъемлющему в природе). Поэтому в Айкидо небеса и земля становятся тренировочными залами. Сознание и мышление Айкидоки должно быть миролюбивым и полностью свободным от насилия. То есть от того состояния сознания, которое привносит насилие в состояние гармонии. И именно это я считаю истинным духом японских боевых искусств. Земля нам дана, чтобы превратить её в рай на земле. Любой военнонаправленной деятельности здесь нет места.



1: Тогда оно весьма отличается от традиционных боевых искусств.
Осэнсэй: Действительно оно отличается. Если мы бросим взгляд вглубь времён, мы увидим как неправильно применялись боевые искусства. Во время периода Сэнгоку (1482-1558 гг "Сэнгоку" означает "воюющие страны") местные царьки использовали боевые искусства в роли боевого инструмента, служащего для их частнособственнических интересов и для удовлетворения их алчности. Это, как я считаю, было полностью неприемлемо. Поскольку и я сам обучал боевым искусствам солдат, чтобы применять их для убийства других во время войны, я очень обеспокоился когда конфликт закончился. Это привело меня к открытию истинного духа Айкидо семь лет назад, и в это время я пришёл к идее строительства рая на земле. Причиной такого решения была следующая мысль: хотя небо и земля (т.е. физическая Вселенная) достигли состояния совершенства и относительно стабильны в своём развитии, человечество же (особенно жители Японии) похоже находится в состоянии нестабильности. Прежде всего мы должны изменить эту ситуацию. Исполнение этой миссии - это путь к развитию Вселенской человечности. Когда я пришёл к осознанию этого, я заключил, что истинная сущность Айкидо - это любовь и гармония. Следовательно "бу" (боевой) в Айкидо - это выражение любви. Я изучаю Айкидо для того, чтобы служить моей стране. Таким образом сущностью Айкидо может быть только любовь и гармония. Айкидо было создано в соответствии с принципами и промыслом Вселенной. Оттого это будо (боевое искусство) абсолютной победы.


2: Вы не расскажете о принципах Айкидо? Общественное мнение представляет Айкидо как нечто мистическое, подобно Ниндзюцу, поскольку вы, Сэнсэй, опрокидывали громадных соперников с быстротой молнии и поднимали объекты, весящие несколько сот фунтов.
Осэнсэй: Это только кажется мистическим. В Айкидо мы полностью используем силу соперника. Поэтому чем больше силы применяет соперник, тем легче вам.


2: Тогда в этом смысле в Дзюдо тоже есть Айки, поскольку в Дзюдо вы синхронизируетесь с ритмом вашего соперника. Если он тянет - вы толкаете, если он толкает - вы тянете. Вы направляете его в соответствии с этим принципом и заставляете его потерять равновесие и затем применяете свою технику.
Осэнсэй: В Айкидо не существует никакой атаки. Абсолютно. Атаковать - значит уже потерять свой дух. Мы сторонники принципа абсолютного несопротивления, так сказать, мы не противопоставляем себя атакующему. То есть в Айкидо нет противника. Победа в Айкидо это масакацу и "агацу"; поскольку вы побеждаете всех и вся в соответствии с миссией небес, следовательно вы обладаете абсолютной силой.


2: Не означает ли это "о но сэн"? (Термин относится к поздней реакции на атаку.)
Осэнсэй: Абсолютно нет. Это не вопрос "сэнсэн но сэн" или "сэн но сэн". Если бы я попытался описать это всё словами, то я бы сказал, что вы контролируете соперника без попыток контролировать его. То есть это состояние постоянной победы. И не существует понятия победы или проигрыша сопернику. В этом смысле в Айкидо нет соперника. Даже если у вас есть соперник, он становится частью вас, партнёром, которого вы лишь контролируете.


2: Сколько существует приёмов в Айкидо?
Осэнсэй: Существует около 3000 базовых техник и каждая из них имеет 16 вариантов... так что их многие тысячи. В зависимости от обстановки вы создаёте новые техники.


1: Когда Вы начали изучать боевые искусства?
Осэнсэй: В возрасте примерно 14 или 15 лет. Сначала я изучал Тэнсинъё-рю у Мастера Тодзава Токусабуро, затем Кито-рю, Ягю рю, Аёи-рю, Синкаге-рю, это всё разновидности Дзю-дзюцу. Однако я думал, что где-то должна быть истинная форма будо. Я попробовал Ходзоин-рю Содзюцу и Кэндо. Но все эти искусства сосредоточены на формах поединка один на один и они не смогли меня удовлетворить. Поэтому я посетил многие места Японии в поисках Пути и в тренировках, но... всё напрасно.


1: Это и есть суровая подготовка воина?
Осэнсэй: Да, это поиск истинного будо. Когда я посещал другие школы я никогда не вызывал на бой учителя данного додзё. Конкретный мастер во главе додзё перегружен массой дел, и ему очень трудно показать свои истинные способности. Я оказывал ему должное уважение и учился у него. Если я оценивал себя выше учителя, я снова выказывал ему моё уважение и возвращался домой.


2: Значит, Вы не изучали Айкидо с самого начала. А когда зародилось Айкидо?
Осэнсэй: Как я говорил раньше, я посетил многие места в поисках истинного будо... Затем, когда мне было около 30 лет, я обосновался в Хоккайдо. Однажды, находясь в гостинице "Хисада" в Энгару, провинция Китами, я повстречал некоего Такэду Сокаку, Мастера клана Айдзу. Он преподавал Дайто-рю Дзюдзюцу. В течение 30 дней когда я учился у него, я почувствовал нечто вроде вдохновения. Позднее я пригласил этого учителя к себе домой и вместе с 15-тью или 16-тью моими работниками стал учеником, ищущим сущность будо.


2: Вы открыли Айкидо во время изучения Дайто-рю у Такеды Сокаку?
Осэнсэй: Нет. Более правильно будет сказать, что Мастер Такеда открыл мне глаза на будо.


1: Тогда были ли какие-нибудь особые обстоятельства, окружающие Ваше открытие Айкидо?
Осэнсэй: Да. Так всё и получилось. Мой отец серьёзно заболел в 1918 году. Я попросил Мастера Такеду отпустить меня и направился домой. По дороге домой мне сказали, что если посетить местечко Аябэ возле Киото и помолиться, то любая болезнь будет излечена. Поэтому я поехал туда и познакомился с Дэгучи Онисабуро. Позднее, когда я прибыл домой я узнал, что отец мой уже умер. И хотя я встречался с Дэгучи только один раз, я решил переехать в Аябэ со своей семьёй, и я остался там практически до конца периода Тайшо (около 1925 года). Да... в это время мне было около 40 лет. Однажды я остался сохнуть у колодца после омовения. Внезапно каскад слепящих золотых искр спустился с неба и окутал моё тело. Моё тело немедленно стало увеличиваться всё больше и больше, достигнув размера всей Вселенной. Пока я был во власти этого явления я внезапно осознал, что не следует думать о попытках победить! Сущностью будо должна быть любовь. Надо жить в любви. В этом суть айкидо и это старая форма состояния духа в Кэндзюцу. После осознания этой истины я испытал чрезвычайный восторг и не смог сдержать слёз.


2: Следовательно, с позиций будо нехорошо быть сильным. Так как в старые времена учили, что "кэн" и "дзэн" - едины. Действительно сущность будо нельзя постичь если не очистить (опустошить) свой разум. В этом состоянии правое и неправое не имеют значения.
Осэнсэй:
 Как я говорил раньше, сущность будо это Путь масакацу и агацу.

2: Я слышал историю о том, как Вы были вовлечены в столкновение с почти 150-тью рабочими.
Осэнсэй: Я? Как я припоминаю... Мастер Дэгучи поехал в Монголию в 1924 году для того, чтобы завершить свою задачу созидания великого Азиатского сообщества, живущего в согласии с национальной политикой. Я сопровождал его по его просьбе, хотя меня и просили вступить в Армию. Мы путешествовали по Монголии и Маньчжурии. В последней
стране мы столкнулись с группой конных бантитов, завязалась ожесточённая перестрелка. Я ответил на выстрелы огнём из маузера и затем побежал в середину бандитской группы, яростно атакуя их, и они рассеялись. Мне удалось вырваться из опасной ситуации.


1: Я понимаю, Мастер, что у Вас много связей с Маньчжурией. Долго ли Вы там пребывали?
Осэнсэй: После той стычки я стал часто бывать в Маньчжурии. Я был советником по боевым искусствам в организации Симбудэн, а также в Университете Кэнкёку в Монголии. По этой причине меня там хорошо принимали.


2: Хино Асихей написал рассказ под названием "Одзя но Дза" в книге Шосецу Синчо, в котором он обсуждает период юности Тэнрю Сабуро, мятежника из мира Сумо, и его знакомство с боевым искусством Айкидо и его истинным духом. Нет ли тут связи с Вами, Мастер?
Осэнсэй: Да есть.


2: Тогда не означает ли это, что Вас какое-то время связывали с Тэнрю?
Осэнсэй: Да. Он пребывал у меня дома в течение трёх месяцев.


2: Это было в Маньчжурии?
Осэнсэй: Да. Я встретил его когда мы прогуливались после празднования 10-летия со дня утверждения правительства Маньчжурии. Там на вечеринке был видный мужчина и многие люди подзадоривали его такими словами: "Этот Мастер очень силён. Может, попробуете себя в поединке с ним?" Я спросил кого-то из моего окружения, что это за человек? И мне объяснили, что это знаменитый Тэнрю, покинувший Ассоциацию борцов Сумо. Затем нас представили друг другу. В конце концов всё закончилось проверкой нашей силы друг на друге. Я сел на пол и сказал Тэнрю: "Пожалуйста попробуйте сдвинуть меня. Толкайте сильно, не нужно любезничать." Так как я знал секрет Айкидо, меня невозможно было сдвинуть ни на дюйм. И даже Тэнрю, казалось, был удивлён. В результате этой встречи он стал учеником Айкидо. Он был хороший человек.


1: Мастер, а были ли у Вас какие-нибудь связи с Военно-морскими Силами?
Осэнсэй: Да и даже достаточно долгое время. Начиная примерно с 1927 или 28-го года и в течение около 10 лет я имел должность внештатного профессора в Академии ВМС.


2: Вы обучали солдат во время Вашего преподавания в Академии ВМС?
Осэнсэй: Я довольно много преподавал для военных, начиная с Академии ВМС в 1927-28-х годах. Примерно в 1932-33 году я открыл класс боевых искусств в военной коле Тояма. Затем в 1941-42 году преподавал Айкидо в Академии военной полиции. А также по случаю я давал показательные демонстрации Айкидо по приглашению генерала Тосие Маэда, начальника Академии Вооружённых Сил.


2: Раз вы принимали участие в обучении солдат, наверняка там было множество грубых людей и случаев.
Осэнсэй: Да. Однажды я даже попал в засаду.


2: Может быть это случилось из-за того, что они Вас считали невыносимым учителем?
Осэнсэй: Нет это не так. Они хотели испытать мою силу. Это случилось когда я начал преподавать Айкидо для военной полиции. Однажды вечером когда я шёл через тренировочные площадки, я почувствовал, что происходит что-то странное. Я почувствовал, что что-то назревает. Внезапно со всех направлений из-за кустов и низин появилось множество солдат и окружило меня. Они начали атаковать меня деревянными мечами и ружьями. Но поскольку я был готов к такого рода вещам, я совсем не испугался. Когда они пытались ударить меня, я вращал своё тело так и этак, и они легко падали когда я уворачивался. В конце концов они все выдохлись. И что ни говори, но мир полон сюрпризов. В один из дней я повстречал одного человека из тех, что тогда нападали на меня. Сейчас я - советник в учебном заведении военной полиции в префектуре Вакаяма. Во время недавней встречи один человек узнал меня в лицо и подошёл улыбаясь. После нескольких минут разговора я узнал, что он был одним из тех людей, что нападали на меня в тот день много лет назад. Почёсывая голову он сказал мне следующее: "Я очень извиняюсь за тот инцидент. В тот день мы обсуждали, а правда ли силён этот новый профессор Айкидо. Группа наших ребят, горячих военных полицейских, спорила по этому поводу и решила испытать нового учителя. Около 30 человек укрылись в засаде. Мы были совершенно ошеломлены, что 30 самоуверенных мужиков ничего не смогли сделать против Вашей силы."


3: А были ли какие-нибудь случаи во время Вашего преподавания в школе Тояма?
Осэнсэй: Испытания силы? ...Кажется был один случай, ещё до случая с военной полицией. Несколько капитанов, которые работали инструкторами в школе Тояма, предложили мне помериться силой с ними. Они гордо рассказывали о своих способностях вроде: "Я могу поднять такой-то и такой-то вес" или "Я сломал бревно такого-то диаметра". Я объяснил им, что не владею той силой, что есть у них, но я могу бросить таких людей, как они, одним мизинцем. Я буду сожалеть, если опрокину Вас, поэтому давайте проделаем вот это... Я вытянул свою правую руку, положил кончик указательного пальца на парту и пригласил их повиснуть животами на моей руке. Сначала один, потом двое, потом трое офицеров повисли на моей руке и к этому времени все удивлённо раскрыли глаза. Я подождал, пока шестеро не залегли на моей руке и затем попросил стоящего рядом офицера принести стакан воды. И пока я пил воду левой рукой все затихли и лишь обменивались взглядами.


2: Так Вы и без Айкидо обладаете невероятной физической силой!
Осэнсэй: Вовсе нет.
К.У.: Конечно он обладает силой, но под ней следует понимать энергию Ки нежели физическую силу. Несколько лет назад, когда мы переезжали на новое место жительства, мы увидели семерых или восьмерых работников, безуспешно пытавшихся поднять громадный древесный пень. Мой отец остановился глядя на это, потом попросил их отойти, чтобы попробовать самому. Он легко поднял пень и быстро его перенёс. Совершенно невообразимо проделать подобное без надлежащей физической силы. Тогда же был ещё эпизод с неким Михамахиро.


2: Был ли это тот самый Михамахиро из школы Сумо Такасаго Бея?
Осэнсэй: Да. Он был из провинции Кисю. Когда я находился в Сингу, что в Вакаяме, Михамахиро имел неплохой рейтинг среди борцов Сумо. Он обладал громадной силой и мог поднять три рельсы, которые весили несколько сот фунтов каждая. Когда я узнал, что Михамахиро находится в городе, я пригласил его в гости. Во время беседы Михамахиро сказал, "Я тоже слышал, что Вы, Сэнсэй, обладаете великой силой. Почему бы нам не испытать её?" Я ветил: "Хорошо. Я могу придавить Вас всего одним пальцем." Затем я позволил ему толкать меня пока я сидел. Этот богатырь, способный поднимать громадный вес, сопел и пыхтел, но не мог сдвинуть меня. после этого я перенаправил его силу от себя и он улетел. Когда он упал, я пригвоздил его своим указательным пальцем и он остался полностью обездвиженным. Это был похоже на то, как взрослый прижимает карапуза пальчиком. Затем я предложил, чтобы он ещё раз попробовал и позволил ему толкать меня в лоб. Однако, он совсем не смог меня сдвинуть. Затем я вытянул вперёд свои ноги и, балансируя, приподнял их над землёй. Затем заставил его толкать меня. И всё равно он не смог подвинуть меня. Он был удивлён и начал изучать Айкидо.


1: Когда вы говорите, что пригвождаете человека одним пальцем, вы жмёте на некие жизненные точки?
Осэнсэй: Я очертил окружность вокруг него. Его сила находилась внутри этой окружности. И не важно насколько сильным может быть человек, он не может направить силу за пределы этой окружности. Он становится бессильным. Таким образом, если вы прижимаете вашего соперника находясь вне его окружности, вы можете сдерживать его вашим указательным пальцем или мизинцем. Это возможно благодаря тому, что соперник уже стал бессильным.


2: И снова это имеет физическую природу. Так же и в Дзюдо когда вы бросаете соперника или удерживаете его, вы помещаете себя в такое же положение. В Дзюдо вы перемещаетесь в разных направлениях и стараетесь поставить вашего соперника в подобное положение.


1: А Ваша жена тоже из префектуры Вакаяма?
Осэнсэй: Да. Её девичья фамилия в Вакаяме была Такэда.


1: Фамилия Такэда очень тесно связана с боевыми искусствами.
Осэнсэй: Можно так сказать. Моя семья в течение многих поколений поддерживала Имперский Дом. И мы были бескорыстны в нашей поддержке. Фактически мои предки отказались от владений и удачи и следовали всюду, служа Императорской Семье.


2: Да и Вы, Мастер, тоже постоянно переезжали с молодых времён, должно быть это было весьма тяжело для Вашей жены?
Осэнсэй: Поскольку я был очень занят, у меня было мало свободного времени для отдыха дома.
К.У.: Поскольку семья моего отца была довольно хорошо обеспечена, он смог приобрести поистине привилегированное образование в боевых искусствах. И ещё один момент, одна из характерных черт моего отца, это то, что деньги для него почти ничего не значат. Однажды с ним приключилось вот что. Когда мой отец поселился в Токио в свой второй визит в столицу, он сперва приехал один, а затем подьехала и вся семья, перебравшись из Танабе в 1927 году. Местечко, где все мы поселились, находилось в Сарумати, район Сибасироганэ в Токио. Мы арендовали это место с помощью господина Киёси Ямамото, сына генерала Гамбэй Ямамото. К этому времени мой отец владел приличным куском земли вокруг Танабе, включая как возделанные, так и невозделанные поля и участок горной местности. Однако наличных у него почти не было. И ему приходилось занимать деньги, чтобы жить. Несмотря на это он так и не продал ни клочка земли. Да и не только это. Когда его ученики приносили ежемесячные взносы, он обычно отвечал: "Это мне не нужно". Он просил их пожертвовать деньги для камисамы (божество) и никогда не принимал деньги напрямую. И если ему были нужны деньги, он смиренно представал перед алтарём камисамы и получал дары от божества. Мы никогда не думали о том, чтобы взимать деньги за будо. Всё это время местом для тренировок была бывшая бильярдная в имении графа Симацу. Многие важные люди, включая офицеров таких как адмирал Исаму Такэсита, а также многие аристократы приходили на тренировки. Название, которое мы использовали тогда, было Айкидзюдзюцу или Уэсиба-рю Айкидзюцу.


2: Каков оптимальный возраст для начала занятий Айкидо?
К.У.: Начинать можно с 7 - 8 лет, но наиболее серьёзные тренировки следует начинать в районе 15 - 16 лет. С физической точки зрения в этом возрасте скелет становится прочнее и кости крепче. Кроме того в Айкидо есть много духовных аспектов (конечно как и в других видах будо), поэтому в этом возрасте занимающийся начинает постигать сущность мира и природы будо. Таким образом, я бы сказал, что 15 - 16 лет это оптимальный возраст для начала изучения Айкидо.


2: По сравнению с Дзюдо в Айкидо очень мало ситуаций, когда один борется с другим. Поэтому в Айкидо и не требуется большая физическая сила. Более того вы можете работать не только с одним, но и с несколькими соперниками одновременно. Это настоящий идеал в роли будо. А с этой точки зрения разве мало хулиганов приходит изучать Айкидо? 
К.У.: Конечно такие люди записываются в секции. Но когда такой человек изучает Айкидо с намерением использовать его как инструмент для драки, он долго не удерживается. Будо это не танцы и не просмотр фильма. Дождь ли, солнце ли, вы должны постоянно практиковаться изо дня в день, чтобы совершенствоваться. В частности айкидо - это духовная практика, использующая будо. Его невозможно изучать как инструмент тем, кто хочет использовать его для сражений. Также и занимающиеся, склонные к насилию, прекращают так себя вести, когда они постигают Айкидо.


2: Понятно... через непрерывные тренировки они прекращают вести себя по-хулигански.
Осэнсэй: Поскольку айкидо - это не бу (боевой метод) насилия, а скорее боевое искусство любви, вы не ведёте себя жестоко. Вы обращаете жестокого соперника мягкостью. И они больше не могут вести себя как хулиганы.


2: Понятно. Это не управление насилием с помощью насилия, а превращение насилия в любовь.
1: Что Вы изучаете в самом начале, как основу Айкидо? В Дзюдо изучают укэми (технику падений)...

К.У.: Сначала технику передвижений (таисабаки), затем поток ки...


1: Что такое поток ки?
К.У.: В Айкидо мы постоянно учим контролировать ки партнёра через движение вашего собственного ки, через вовлечение партнёра в ваше собственное движение. Затем мы постигаем как двигать телом. Вы вовлекаете в движете не только тело, но руки и ноги заодно. Затем всё тело становится одним целым и движется плавно.


2: Наблюдая за тренировкой Айкидо я вижу, что ученики вроде падают реально. Каким образом Вы тренируете укэми?
К.У.: В отличие от Дзюдо, где вы находитесь в захвате с соперником, в Айкидо почти всегда поддерживается некоторая дистанция. Следовательно, возможны более свободные варианты укэми. Вместо падения с грохотом, как в Дзюдо, мы применяем кругообразные падения, это очень естественная форма укэми. Так мы старательно практикуем эти четыре элемента.


2: Итак, Вы практикуете таи но сабаки (движения тела), ки но нагарэ (поток ки), таи но тэнкан хо (повороты тела), укэми, а затем начинается изучение приёмов. Какие приёмы вы преподаёте сначала?
К.У.: Сихонагэ, бросок соперника на четыре направления. Исполняется в такой же манере, как работа с мечом. Конечно мы используем бокэн (деревянные мечи) в наших тренировках. Как я говорил ранее, в Айкидо даже противник становится частью вашего движения. Я могу свободно двигать противника как мне заблагорассудится. И естественно из этого следует, что с каким бы оружием вы не тренировались, будь то посох или деревянный меч, оно становится частью вас, как нога или рука. Поэтому в Айкидо то, что вы держите в руках, перестаёт быть отдельным объектом. Оно становится продолжением вашего собственного тела. Далее Ириминагэ. В этой технике вы входите навстречу в момент, когда соперник пытается вас атаковать, и в это время наносятся два или три атэми (отвлекающих удара). Например, соперник бьёт вас в область виска кулаком или ребром ладони (тэгатана). Используя силу вашего соперника вы открываете своё тело влево назад, ведя при этом правую руку соперника двумя вытянутыми руками, продолжая его движение. Затем, придерживая руку соперника, вы движете её круговым движением вокруг его головы. После чего он падает с рукой, обёрнутой вокруг головы... Это тоже поток ки... Существует множество хитроумных теорий по этому вопросу. Соперник или остаётся полностью обессилен, или же сила соперника направляется туда, куда вы сами хотите. Так что, чем больше силы применяет соперник, тем легче вам. С другой стороны, если вы прмиеняете вашу силу против силы соперника, никогда не надейтесь, что сможете победить очень сильного человека.
Осэнсэй: Так и в Айкидо вы никогда не идёте против силы атакующего. Когда он бьёт вас или рубит мечом, существует только одна линия или точка приложения его силы. Всё, что вам нужно - это уйти с неё.
К.У.: Далее мы изучаем следующие приёмы: иккё из положения сидя от атаки шомэнучи, никё, затем комбинированные техники и приёмы удержаний и так далее...


2: Айкидо имеет мощное духовное содержание. Какой срок потребуется, чтобы уяснить базовые принципы Айкидо, начиная с нуля?
К.У.: Поскольку существуют собранные и несобранные люди, я не могу указать обобщённый срок, но если человек тренируется около трёх месяцев, он уже начинает чуть разбираться, что такое Айкидо. А те, кто преодолел три месяца, будут тренироваться до шести месяцев. Если вы оттренировались шесть месяцев, значит вы сможете продолжать сколь угодно долго. Те, у кого был поверхностный интерес, обычно уходят не отзанимавшись и трёх месяцев...


2: Я знаю, что 28-го числа этого месяца будет аттестация на первый дан. А сколько сейчас всего мастеров с чёрным поясом в Айкидо?
К.У.: Высшая степень - это 8 дан, и таковых сейчас четверо. Так же сейчас есть шесть мастеров 7-го дана. А обладатели 1-го дана уже весьма многочисленны, естественно эти цифры отражают только тех, кто связался с Хомбу Додзё после Войны.


2: Я понимаю, что существует большое количество людей, изучающих Айкидо за рубежом.
К.У.: Мастер Тохей посетил Гавайи и США с целью преподавания Айкидо. Самое популярное место для Айкидо - это Гавайи, где сейчас около 1200 или 1300 занимающихся. Эта цифра эквивалентна 70000 или 80000 айкидокам в Токио. Также несколько чёрных поясов есть и во Франции. Есть один француз, который начал изучать Айкидо после получения травмы в Дзюдо. Он хотел постичь дух Айкидо, но не смог сделать это во Франции. Он почувствовал, что для поиска истинного духа Айкидо он должен отправиться к месту, где зародилось это искусство. Он объяснял, что именно это явилось причиной его приезда в Японию. Посол Панамы также изучает Айкидо, но похоже климат Японии слишком холоден для него, и он не тренируется зимой. А ещё есть госпожа по имени Онода Хару, которая уехала в Рим изучать искусство скульптуры. Она приходила в додзё ещё с того времени, когда она была студенткой в Токийской школе изящных искусств. Я недавно получил от неё письмо, в котором она пишет, что ей удалось повстречать итальянца, который практикует Айкидо и очень уважительно к ней относится.


1: И касательно толкования техник Айкидо?
Осэнсэй: Главными сущностями являются масакацу, агацу и кацухаяй. Как я говорил ранее масакацу означает "правильная победа" и агацу означает "побеждать в соответствии с божественной миссией, ниспосланной тебе". Кацухаяй означает "состояние молниеносной победы".


1: и Путь неблизок, неправда ли?
Осэнсэй: Путь Айки бесконечен. Мне 76 лет, но я всё продолжаю свои изыскания. Это не простая задача овладеть Путём в будо или искусством. В Айкидо вы должны понимать каждое явление во Вселенной. Например, вращение Земли и самой запутанной и удалённой системы во Вселенной. Это призвание на всю жизнь.


2: Итак, айки - это преподавание Ками (Бога), а также боевой путь. Так что же такое дух Айкидо?
Осэнсэй: Айкидо - это ай (любовь). вы запускаете в сердце эту великую любовь Вселенной и затем вы должны начать осуществлять собственную миссию - защиты и любви ко всему во Вселенной. выполнение этой миссии и есть истинное будо. Вы думаете истинное будо означает победить самого себя и избавиться от сражающегося сердца врага... Нет, это путь к абсолютному самосовершенствованию, в котором устранено само понятие врага. Техника Айки - это аскетичная тренировка и Путь, по которому вы достигнете состояния единства тела и духа при помощи исполнения небесных принципов.


2: Тогда Айки - это путь к гармонии мира?
Осэнсэй: Высшая цель Айкидо - это создание рая на земле. При любых условиях весь мир должен находиться в гармонии. Тогда нам не будут нужны атомные и водородные бомбы. Это будет благоустроенный и славный мир.


 

Последние материалы

Яндекс.Метрика