Понятия айкидоСтолпы айкидо

Аватар пользователя устроитель

 

Искусство Айкидо

из книги Джона Стивенса «Сущность Айкидо: Духовное учение Морихэя Уэсибы»

Техники – это средство для выражения духовных принципов Айкидо. Это не застывшие формы, поскольку «изменение и адаптация являются сущностью Айкидо». Морихей немного говорил о технических аспектах тренировки в Айкидо, поскольку он был уверен в том, что, «если твоё сердце истинно, то твои техники будут правильными».

Наиболее полное техническое представление техник Морихея можно найти в книге «Будо». Кроме намёков, содержащихся в «дока» — Песнях Пути, относительно выполнения техник Айкидо, Морихей Уэсиба также акцентировал внимание своих учеников на следующие основные положения:

 

Даже если наш Путь абсолютно отличается от воинских искусств прошлого, не обязательно полностью отказываться от старых способов. Впитывайте достойные традиции в айкидо, одевая их в свежие одежды и строя на классических стилях, чтобы создать лучшие формы.

 

Наши техники используют четыре качества, которые отражают природу мира. В зависимости от обстоятельств, вы должны быть: твёрдыми как алмаз, гибкими как ива, текучими как вода, пустыми как космос.

 

Тело должно быть треугольным, а сознание кругообразным. Треугольник представляет собой порождение энергии, и это самая стабильная физическая позиция. Круг символизирует чистоту и совершенство, источник бесконечных техник. Квадрат символизирует твёрдость и прочность, основу применяемого контроля.

 

Хорошая стойка и позиция отражают должное состояние сознания. Ключ к хорошей технике в том, чтобы держать руки, ноги и бедра прямо и центрировано. Если вы отцентрированы, то можете двигаться свободно. Физический центр – это ваш живот; если ваше сознание тоже находится там, то вам гарантирована победа в любом вашем начинании.

 

Не смотрите в глаза своему противнику: он может загипнотизировать вас. Не фиксируйте свой взгляд на его мече: он может напугать вас. Не фокусируйтесь на своём оппоненте вообще: он может поглотить вашу энергию. Сущность техники в том, чтобы привести своего оппонента в свою сферу. И тогда вы сможете стоять там, где вам нравится – в неприступной позиции.

 

Когда противник двигается вперёд – двигайтесь навстречу ему и приветствуйте его; если он хочет тянуть назад, позвольте ему идти туда, куда он хочет.

 

Как сказано в «Будо», техники в Айкидо, структурно разделены на шесть столпов:

  • 1. Сихо-нагэ – бросок на четыре стороны;
  • 2. Ирими-нагэ – бросок вхождением;
  • 3. Кайтэн – движение открыть-и-повернуть;
  • 4. Кокю-хо – техники силы дыхания;
  • 5. Осаэ ваза – техники удержания;
  • 6. Усиро ваза – техники против атак сзади.
Первый из шести столпов техники Айкидо – это «Сихо-нагэ». Эта техника выражает ту особую благодарность, которую испытывает занимающийся Айкидо человек к жизни во всех «четырёх направлениях». Ключ к правильному выполнению в том, чтобы расширять свою Ки через кончики пальцев и держать руки, бедра и стопы на одной прямой линии.

сихонаге ханми хантати — видно как Ки мощно изливается через кончики пальцев

«Ирими», второй столп техник Айкидо, означает «входить», физически и духовно, в атаку, одновременно отступая с линии атаки в сторону. Морихей демонстрировал «ирими» двумя способами: с мечом и без оружия. Однажды он описал принцип «ирими» как «один меч – одно тело» (итто-иссин) – вход должен быть прямым, резким и настоящим. Морихей говорил, что «атэми» – удар для нейтрализации атаки, существенно важен для хорошего «ирими». Морихей Уэсиба демонстрировал сокрушительные «ирими» — старые формы будзюцу, которые в Айкидо были большей частью модифицированы. Демонстрируя эту технику он сначала выводил своего партнёра из равновесия, а затем опрокидывал его броском и мог выполнять удержание в одной из вариации техники «ирими» в положении сидя. Треугольный «ирими» Морихей выполнял практически против любой атаки. В поздний период жизни, «ирими» Морихея Уэсибы стал более кругообразным. Он уходил в сторону, вёл своего партнёра по кругу, а затем бросал его мягким спиральным прикосновением. На протяжении всего времени занятий Айкидо «сокумэн ирими» — вход сбоку, был одной из любимых техник Морихея Уэсибы, которую он демонстрировал против дзё, меча или безоружного нападающего.

«Кайтен», третий столп Айкидо, означает «открыть и повернуть». В «Будо» Морихей Уэсиба описывал это движение ещё и как «кайка» — повернуть и трансформировать, моментальную адаптацию к любой атаке. В «кайтэн» человек должен открыть сердце и повернуть агрессию вспять. Демонстрируя эту технику, Морихей Уэсиба, после поворота атаки в другую сторону, стоял в том же направлении, что и его партнёр, полностью рассеивая агрессию. Наиболее часто «кайтэн» применялся с котэ-гаэси. Движение «кайтэн» даёт человеку возможность подавить групповую атаку. Морихэй Уэсиба так наставлял своих учеников: «Входите, поворачивайтесь и сливайтесь со своими противниками спереди и сзади, справа и слева».

 

Наиболее часто кайтэн применяется в котэ-гаэси. Большой поворот кайтэн против атаки сёмэн (1) показан под двумя разными углами (2, 3). 

«Кокю-хо», техники силы-дыхания, составляют четвёртый столп Айкидо. Морихэй Уэсиба говорил: «Дыхание – это нить, связывающая мироздание воедино. Когда вы можете почувствовать бесконечное число вариаций дыхания во Вселенной, рождаются отдельные (индивидуальные) техники Айкидо». В старые времена считалось, что техники «кокю-хо» содержат секрет истинной силы, и поэтому их никогда не преподавали открыто. В подтверждении своих слов Морихэй Уэсиба демонстрировал в броске невероятную силу истинного «кокю-хо».

 

 

Сувари кокю-хо, «тренировка силы-дыхания сидя», — это базовая техника, практикуемая в каждом додзё Айкидо, обычно в конце тренировки. Морихэй демонстрирует классическую форму.

«Осаэ-ваза» — техники удержания, составляют пятый столп Айкидо. Удержания представляют совершенный контроль, правильное разрешение техники. Удержания также служат для растягивания и стимулирования мышц и суставов партнёра, что помогает сделать их более гибкими, сильными и здоровыми. Классическая техника «иккё» — удержание номер один, начинается с выведения партнёра из равновесия, рубящего движения в сторону и мощного входа. Техника заканчивается удержанием, обездвиживающим противника.

 

Классическая техника иккё («удержание номер один») начинается с выведения партнера (1), рубящего движения в сторону (2, 3) и мощного входа (4); (5) -- ракурс под другим углом. Техника завершается удержанием, иммобилизующим противника.

 

«Усиро-ваза» — техники против атак сзади – это шестой столп Айкидо. Морихэй Уэсиба об этом говорил: «Благодаря практике техник против атак сзади, человек тренирует своё сознание и тело против атак со всех сторон. Техники против атак сзади раскрывают окно сознания и развивают шестое чувство». На практике Айкидо, Морихей Уэсиба демонстрировал каким образом при захвате сзади объединять силу-дыхание и движение тела, чтобы вывести нападающего из равновесия и выполнить бросок.

 

Захваченный за обе руки сзади, Морихэй объединяет силу-дыхание и движение тела, чтобы сломать стойку партнера.

Яндекс.Метрика