СтатьяПочему без практики СЭН айкидо вырождается

Аватар пользователя gamajundojo

Есть такое понятие в японских боевых искусствах как "Сэн"- “захват инициативы”. Точнее говоря, это не просто захват инициативы, а контроль ситуации – вы сопровождаете процесс схватки и сопровождаете все действия противника своим Вниманием.  Важно как можно раньше прочитать действия противника и вовремя среагировать – это позволит совершить опережение.   В идеале же следует начать контролировать противника еще на уровне зарождения его Намерения вас атаковать.  Однако, по разным причинам мы можем проспать миг зарождения атаки. Также мы можем проспать и саму атаку. Иначе говоря, понятие Сэн – это еще и то, как и когда будет Проявлена ваша Инициатива. 

Для удобства описываются следующие типовые ситуации: 

· Го но Сэн – перехват инициативы
· Сэн но Сэн – одновременная инициатива
· СэнСэн но Сэн – инициатива опережающая инициативу противника
· Ки но Сэн – контроль (захват) “’энергии” противника 

 

Рассмотрим подробнее. 


СЭН 
Если “война неизбежна” – начинать нападение необходимо первым, а саму войну однозначно лучше вести на территории противника - иначе он будет её вести на твоей территории. Сэн – в поединке либо ты ставишь противнику задачу, либо он тебе.  Нападение бывает разным. По сути, нападать – это значит заставлять противника постоянно заниматься собой, иначе противник начнет ставить задачи тебе.  В айки-дзюцу (и рожденным из него айкидо) принцип постоянного Нападения (в виде тотального “давления”) реализуется через Ирими (вход). На примитивном уровне Ирими может проявлено в виде отвлекающих или шокирующих атэми (ударов). На более глубоком уровне Ирими – это вход внутрь баланса противника и разрушение его (выведение из равновесия - «кузуси»).  На высшем уровне принцип Ирими проявлен как Вход в глубинную часть сознания, Души и Духа противника – туда, где мысли и намерение только зарождаются.

 
Ватанабе сенсей объяснял нам, что Ирими, как понятие, корнями уходит в глубинную мифологию (“архетип”, “высшая Идея”) – в Кодзики, где рассказывается как мир покинула богиня Солнца – Аматерасу. Произошло это из-за испуга…точнее говоря, обиды на родного брата Сусаноо. Аматерасу укрылась в пещере и мир погрузился во тьму. Тогда боги собрались и стали думать, как выманить Аматерасу из пещеры.
 
 Дабы вернуть Аматэрасу, боги повесили перед её пещерой зеркало Тама-но-я-но микото и поставили пустой котёл, на котором стала танцевать богиня Амэ-но-удзумэ-но микото. Когда Удзумэ обнажила свою грудь и распустила юбку до самой промежности, все боги захохотали, чем настолько удивили Аматэрасу, что она выглянула из своей пещеры. На вопрос о том, что происходит, боги сказали ей, что нашли ещё более великую богиню, чем Аматэрасу, и веселятся в честь этого. В качестве доказательства они показали Аматэрасу зеркало. Ещё более удивлённая, Аматэрасу стала выходить из пещеры, и спрятавшийся рядом с пещерой Амэ-но тадзикара-о-но микото вытащил богиню окончательно. Таким образом, свет Аматэрасу был возвращён в мир. Её брата же боги, посовещавшись, изгнали.

 

 
 
Добавьте описание

Миф даёт нам ключи – от самого тонкого (а значит и высшего) “идеологического” уровня управления, до самого грубого и примитивного – когда в дело идут “кулаки и оружие”.  Чем тоньше мы видим, тем выше уровень нашего управления.  Понимание ИРИМИ, как минимум - позволяет  войти в центр баланса противника, а как максимум - в область, где зарождаются мысли и намерения.  Этот Вход дает возможность разрушать действия противника до того, как его действия начнут разрушать нас.  Первое, чему мы должны научиться в айки-дзюцу, - это раскрытие способности создавать постоянное давление на равновесие противника [ кузуси ].  Падающий противник – всегда занимается собой - как “одинокий боец с земным притяжением”. Как максимум, мы должны стремится освоить Ирими на уровне, который позволяет войти туда, где мысль еще только формируется из пустоты.

 
 
 ГО НО СЭН
 
 На уровне этой концепции боец должен перехватить инициативу сражения после того, как атакующий уже начал свою атаку. 
Иначе говоря, как только противника начал атаковать, защищающийся особым образом должен контратаковать. Благодаря отсутствию страха (безмятежному состоянию Разума) и высокой концентрации внимания, защищающийся сливается с атакой таким образом, что сводит на нет все боевые характеристики нападающего. Энергия нападающего оборачивается против него самого. Это возможно лишь при наличии Гармонии – то есть, при наличии Айки. Помимо боевого аспект Го но сэн можно рассматривать как философскую концепцию как ‘дао” или как установку морального кодекса – будока не должен быть инициатором в возможной и неизбежной схватке. 

В карате это выражено фразой:
«В карате нет первого удара» (空手に先手なし)

Суть Го Но Сэн заключается в совершенном тайминге. Внешне это выглядит так, будто вы пассивно ждете пока ваш противник первым нанесет удар – это принцип называется Мати Но Сэн – инициатива ожидания, однако, внутреннее состояние – это полная мобилизация всех ресурсов и готовность их использовать в любой форме и на любой скорости. Эта готовность позволяет вам видеть то, что делает ваш противник. Вы наносите свой удар чуть позже, но тем не менее вы опережаете противника и он оказывается не в состоянии заблокировать или уйти от вашего удара. 

 

СЭН НО СЭН 

Это синхронная контратака, при которой вы атакуете противника в момент его атаки.  Вы наносите его в то время, когда противник не может остановить и изменить свои действия. Ки вашего противника и ваша Ки двигаются синхронно. Однако, вы отклоняете Ки вашего противника в сторону (естественным образом уходя с линии атаки), тогда как поток вашей Ки двигается строго в его центр. В принципе Сэн Но Сэн вы включаете вашу интуицию – вы как будто заранее видите то место и положение тела, в котором должны оказаться – чтобы наилучшим способом контратаковать противника так, чтобы лишить его возможности защититься. Применение принципа Сэн Но Сэн является одним из самых сложных в боевых искусствах.

 

СЭНСЭН НО СЭН

Здесь ваша интуиция включается настолько глубоко, что вы предсказываете действия противника на уровне его намерения – поэтому со стороны может казаться, что вы начинаете атаковать первыми. Но нет – вы видите, как зарождается образ и намерение вас атаковать и это дает вам право действовать на опережение. По сути, все три принципа работают лишь тогда, когда вы принимаете атаку противника – мысленно пропускаете сквозь себя и это позволяет вам действовать наилучшим способом.

 

КИ НО СЭН

Это самый высокий уровень СЭН - перехвата инициативы в поединке. Редкие мастера достигают этого уровня. Это захват “энергии” противника. Этим уровнем в полной мере владел Осенсей и узкий круг близких учеников – таких, например, как Коити Тохей, Годзо Сиода, Нобуйюки Ватанабэ. Уровень КИ НО СЭН трудно объяснить словами. Вы просто контролируете вашего противника – его энергию, его мысли, его намерение… 

Если в практике айкидо отсутствует практика концепции СЭн, тогда айкидо перестает быть боевым искусством и вырождается в обычную парную гимнастику, которая хорошо смотрится только в рамках заранее отрепетированных показательных выступлений.

 

К сожалению, большинство занимающихся айкидо не практикуют концепцию СЭН.

 
 Егор Гамаюн, руководитель ГАМАЮН ДОДЗЕ

 

 

Яндекс.Метрика