Космогония айкидоКОСМОЛОГИЯ Айкидо

Аватар пользователя устроитель

 

из книги Джона Стивенса «Сущность Айкидо: Духовное учение Морихэя Уэсибы»

Когда у Морихэя Уэсибы спрашивали «Что такое Айкидо?», он иногда в ответ рисовал диаграмму или мандалу.

Одна из мандал озаглавлена (надпись сверху-вниз, справа-налево) Амэ но Такэмусу Айки Вадза, «Действие Небесного Такэмусу Айки». Амэ, «небеса», состоит из кототама А — «я/субъект», и МЭ — «вращение», указывающих на космос как на «нечто, что циркулирует внутри нас и повсюду вокруг нас». Понятие Такэмусу Айки в данном случае означает «Доблестная Сила Порождения и Гармонии». Вадза переводится в этом случае как «действие», но это также и термин для обозначения «техники».

В левой стороне мандалы сверху написано: Айки но Ама (хаха) «Мать Айки», а в самом низу приписано: Цунэмори кинсё, «С почтением начертано рукой Цунэмори». (Цунэмори, «Всегда Обильный», — один из псевдонимов Морихэя Уэсибы.)

С правой стороны, внутри – Хоносавакэ (Накацу куни) — это одно из названий первого сотворенного острова японского архипелага. Этот термин означает «Рис -ухо — Истинный — Молодость» и является символом плодородия и роста. Морихэй интерпретировал – Ахадзи-но-хоносавакэНакацу-куни, «3емля в Срединном Океане», означающую центр нашего собственного мира. С внешней стороны мандалы написаноАмэ-но-муракумо-куки-самухара Рюо но годо. Это означает «Славный Путь (Бога Хранителя) Амэ-но-муракумо-куки-самухара Рюо». Морихэй считал себя инкарнацией Царя Дpaкoнa, и в этой мандале вдохновляемый и направляемый этим божеством Морихэй заявляет о своем целеустремлённом намерении сделать общеизвестной священную миссию Айкидо. (полное название острова) как физическое проявление вселенских духовных принципов. В этой мандале Морихэй в кавычках также приводит фразу

В самом сердце мандалы находится круг, а в его центре — точка с написанным поверх нее слогом СУ, семенем-звуком Вселенной. СУ — это кототама творения, чистая вибрация, из которой происходят все веши. Из этой непостижимо плотной точки в облакоподобную сферу исходит пар, дым и туман, в то время как кототама УУ-У-У-Ю-МУ. Согласно теории кототама, У = порождение; Ю = гармонизация огня и воды; МУ = физическое рождение. В мифологии Синто СУ идентифицируется с Амэ-но-минака-нуси-но-ками, «Богом-Правителем Священного Центра Небес». Прогрессия У-У-У-Ю-МУ развивается в две порождающие силы: Таками-мусуби-но-ками, «Бог Высокого Священного Творения», и Ками-мусуби-но-ками, «Бог Божественного Творения». Аллегорически, Амэ-но-минака-нуси-но-ками — это точка творения, в то время как Таками-мусуби-но-ками, и Ками-мусуби-но-ками — это два полюса центробежной и центростремительной силы, которые удерживают вещи вместе. Таками-мусуби-но-ками расширяется, набухает, выдыхает и порождает многообразие; наиболее активен он Весной и Летом. Ками-мусуби-но-ками, сокращается, поглощает, вдыхает и объединяет; наиболее активен он Осенью и 3имой. поднимается по спирали и порождает мир осязаемых вещей, вращаясь по схеме

Одновременно с этим СУ разворачивается вертикально в кототама А-О-У-Э-И. (Эти кототама поразительно схожи с простыми гласными звуками, формирующими ядро большинства мировых языков; эти гласные являются звонкими звуками, которые в сочетании с более инертными согласными вызывают к жизни саму речь.)

Морихэй Уэсиба так объяснял особые качества каждой из этих кототама:

"А" — означает «создание чего-то из ничего», «первый среди всех звуков», «поддерживающий жизнь», и «Мать-Природа». А ассоциируется с Куни-но-токотати-но-ками, «Бог, Навечно Утвердившийся На Земле». Когда рот открыт широко и дыхание выталкивается из глубины горла, получается звук А. Немного вытянутое произношение звука Аестественным образом приводит к звуку О.

"О" — означает «поднимающийся», «благородный,, „возвышенный“ и „то, что соединяет небо и землю“. О ассоциируется с Тоёкумоно-но-ками, „Бог Обильных Облаков Над Равнинами“. Когда язык естественным образом останавливается во рту, возникает звук У.

"У" — означает „всплывание“, „движение“, „рождение“, „темноту“ и „принцип, удерживающий пространство вместе посредством космического дыхания“. УУхидзини-но-ками, „Богом Всплывающей Грязи“. Если произносить звук У до предела с максимальным усилием, то он снова становится СУ. Су — богиня-сестра У, ассоциируется с Сухидзини-но-ками, „Богиней Оседающего Песка“. Если во время произнесения звука У вытянуть язык и слегка его выгнуть в нижней части рта, то естественным образом формируется звук Э. ассоциируется с

"Э" — означает „конечности“ и „ветви“. Поскольку Э становится РЭ, когда язык поднимается к верхнему нёбу, то У ассоциируется с Цунугухи-но-ками, „Богом Твердых Свай (Бог Корней)“ и Икугухи-но-ками „Богиней Таящих Жизнь Свай (Богиня Корней)“. Произношение звука Эестественным образом сокращается в звук И.

"И" — означает „выдох“, „оживление“ и „жизненную силу“. Если произносить его с усилием, то он превращается в ГИ — кототама, которая определяет границы существования. Следовательно, Иассоциируется с Оотонодзи-но-ками, „Богом Больших Покоев (Великий Бог Объединения)“, а ГИ ассоциируется с Оотонобэ-но-ками, „Богиней Больших Покоев (Великая Богиня Объединения)“.

Эти пять кототама — великие гласные, составляющие Слово Создания. Все вместе они ассоциируются с Омодару-но-ками, „Богом Совершенного Облика“, и Аякасиконэ-но-ками, „Богиню, Трепет Внушающую“. В более прямом смысле эти пять кототама и связанные с ними божества символизируют процесс творения:

"А" — (Бог, Навечно Утвердившийся На Земле) представляет искру материального творения.

"О" — (Бог Обильных Облаков Над Равнинами) представляет влажный, покрытый паром и плодородный „космический бульон“, из которого возникла жизнь.

"У" — (Бог Всплывающей Грязи — Бог Оседающего Песка) представляет процесс полужидкого, полутвёрдого отложения осадков.

"Э" — (Бог Твердых Свай — Богиня Таящих Жизнь Свай (Бог Корней — Богиня Корней)) представляет зарождение и развитие биологической жизни.

"И" — (Бог Больших Покоев — Богиня Больших Покоев (Великий Бог Объединения — Великая Богиня Объединения) представляет бисексуальную дифференциацию.

"А-О-У-Э-И" — (Бог Совершенного Облика – Богиня, О, Трепет Внушающая) представляет завершающую стадию творения, где возникает взаимное восприятие и осознание. (Эти пять звуков-семян распространяются повсюду, вверх-вниз, влево и вправо, а затем разворачиваются в круг, который вызывает к жизни все семьдесят пять кототама японского языка.)

Когда процесс, описанный выше, завершается, боги Идзанаги, „Бог, Влекущий К Себе“, и Идзанами, „Богиня, Влекущая К Себе“, предстают в человеческом обличье. В конце концов пара посредством соития создает японские острова, начиная с Хоносаваке.

(Интересно отметить, что эта схема творения — которая во многом параллельна современному научному мышления — утверждает, что всё было произведено в результате союза мужчины и женщины, а не по велению патриархального бога. В Айкидо миром правит не небесный законодатель, скорее мир основывается на гармоничном взаимодействии всех живых существ, действующих в соответствии со своей спонтанной и свободной внутренней природой.)

Когда Морихэй Уэсиба медитировал и произносил эти кототама он говорил: „Боги, выполняющие эти функции, собираются вокруг меня“. Он погружался в сам акт творения, от самого неуловимого его проявления до самого конкретного. (Последовательность, использующаяся для вербализации этих кототама, — А-О-У-Э-И, а затем назад к А, обычно цикл повторяется несколько раз.)

Иногда Морихэй использовал кототама TA-КА-А-МА-ХА-РА, „Высокая Небесная Равнина“, иллюстрирующие, на космическом уровне, „первичный вакуум“ и, на личном уровне, „чистое состояние сознания“. Морихэй Уэсиба так объяснял действие этих шести кототама:

ТА = созидательный конфликт — между водой и огнём, Инь и Ян, сокрытым и явленным, неподвижностью и движением, жизнью и смертью, — который определяет само существование;

КА = созидательный конфликт, поддерживающий существование;

А = полное расширение физической Вселенной;

МА = микроскопические драгоценные камни (атомы), поддерживающие это расширение;

ХА = жизненная энергия, которая оживляет мир;

РА = круговорот и распределение этих энергий волн.

Морихэй Уэсиба сравнивал практику кототама с тем актом, которыйИдзанаги и Идзанами совершили на Амэ-но-укихаси, „Плавучем Мосту Небес“, чтобы сотворить мир, в котором мы обитаем. А = я, МЭ = круговорот, У-КИ = вертикальный элемент воды и ХА-СИ = горизонтальный элемент огня. Другими словами, Плавучий Мост Небес лежит в центре пространственно-временного континуума, где пересекаются огонь и вода. Это связующее звено между Небесами и Землей, Божественным и Человеческим, и это место, куда должен встать каждый человек, чтобы найти свое подлинное я.

Человеческое сердце нисколько не отличается от души неба и земли. В своей практике всегда держите свое сознание в точке взаимодействия неба и земли, воды и огня, Инъ и Ян.

Таким образом, Морихэй Уэсиба представлял себя стоящим на Плавучем Мосту Небес, своим веером, или дзё, образовывал крест, а затем производил кототама О, произнося её как длинную ноту. Морихэй так говорил обо всех этих практиках кототама:

Пусть эти кототама проникают в вас, разжигая вашу кровь, до тех пор, пока всё ваше тело не застынет в кототама. Представляйте себя расширяющимися и разворачивающимися в широкий круг, произнесите кототама, а затем ощутите, как внутри вас собирается Вселенная. Эта практика создает свет (мудрость), тепло (сострадание) и энергию (истинную силу).

Кототама служили Морихэю материалом и пищей для Айкидо. Эта мандала также имеет практическое применение, Морихэй разъяснял его следующим образом:

Амэ-но-минака-нуси-но-ками, точка творения СУ, — это не что иное, как духовный и физический центр человека, находящийся в области пупка. Это золотой котёл, в котором кипит кровь и где порождаются кототама. Практикуя Айкидо, человек должен быть постоянно сконцентрирован на этой точке.

Относительно прототипов Идзанами и Идзанаги Морихэй говорил:

Идзанами — женский воспринимающий элемент, ассоциирующийся с водой, центробежной силой и правой стороной всех вещей. Идзанаги — мужской активный элемент, ассоциирующийся с огнем, центростремительной силой и левой стороной всех вещей. Левая сторона — это активация, ключевой элемент вхождения и источник безграничных вариаций; правая сторона — восприятие, ключевой элемент контроля, направления и управления Ки. Левая сторона защищает, правая — укрепляет.

Морихэй учил тому, что движения Айкидо должны задействовать и объединять эти два компонента — и именно по этой причине все техники отрабатываются на обе стороны: „Гармонично функционируя, правая и левая стороны рождают все техники. Левая рука непосредственно противостоит жизни и смерти, в то время как правая их контролирует“.

Другая мандала отображает космическую модель футомани. На одном уровне футомани — это древняя система прорицания, заключающаяся в интерпретации трещин, возникавших на оленьих лопатках после того, как их нагревали в огне. Трещины эти прочитывались синтоистскими прорицателями, а рисунки, возникавшие на костях, послужили основой для японской слоговой азбуки кана, зримого образа кототама. На более глубинном уровне, футомани — равновесие движения и неподвижности, преобразование тела и души — предполагалось для передачи универсального кода природного интеллекта, сочетания коренных концепций и архетипов, которое наделит мудростью того, кто уловит его сущность.

 

В левой стороне мандалы Морихэй помещает длинную надпись, которой он утверждает: „Эти модели отображают индивидуальные функции, ответвляющиеся от Священного Духа футомани, модели воды и огня. Эта схема дает человеку возможность приобрести знание Ки неба и земли. Она также позволяет интуитивно распознать истоки неба, земли и человечества — такое интуитивное понимание футомани является результатом активного действия кототама У“.

Вдоль правой стороны, сверху, Морихэй озаглавил свою мандалуТакэмусу Айки и добавил внизу свою подпись Цунэмори. Более мелкими знаками вдоль надписи Такэмусу Айкu написано: И-ки томо ни тотоноитэ, „И-КИ должно быть в равновесии“; это относится к двум диаграммам.

Простая диаграмма в самом верху — это точка сотворения. Внешний круг — это Мать (вода), а точка в середине — это Отец (огонь). Отсюда поднимается И — выдох, символизирующийся кругом с восемью спицами (колеса) и нисходит КИ — вдох, представленный квадратом, разделённым на восемь треугольников. Когда два элемента, И и КИ, находятся в равновесии, в нас есть сила, поддерживающая наше физическое существование.

Остальная часть мандалы объясняет символизм других природных моделей:

Круг с точкой в середине — это универсальный символ, обозначающий Источник. Круг символизирует макрокосмос (вода), тогда как точка оси представляет микрокосмос (огонь). В индийской философии этот символ имеет название бинду(зерно), а в западной мысли он называется солтеос(Бог) у теологов. В космологии Айкидо — это основа бытия, из которой рождаются все вещи. В японском языке для обозначения рождения служит слово У-МУ; состоит оно из кототама — У, „Существо“ и МУ, „Ничто, Небытие“. То есть жизнь зарождается, когда Форма и Пустота находятся в абсолютном равновесии. Морихэй Уэсиба ещё называл это состояние синку, „Подлинная Пустота“. Он учил: „Оставайтесь в подлинной пустоте и вы выйдете за пределы жизни и смерти. В этом и заключается сущность Айкидо“. (золотое солнце) у алхимиков и

Основополагающим фактором жизни является И-КИ, „Дыхание“. КототамаУСУ, придавая форму вдоху и выдоху жизни. Выдох кругообразен, имеет форму элемента воды и является основой Дыхания Неба; вдох — квадрат в форме элемента огня, являющийся основой Дыхания Земли, происходящего глубоко в теле. Дыхание Неба — это дыхание солнца, луны и звезд; Дыхание Земли — это дыхание отлива и прилива. Когда Дыхание Неба и Дыхание Земли полностью сливаются, мы получаем Человеческое Дыхание, неистощимый источник нашей жизни. Дыхание обеспечивает нас средствами для произнесения кототама, а сила дыхания дает нам возможность выполнять все техники Айкидо: разворачивается из звука-семени

Всё в небе и на земле дышит. Дыхание — это нить, которая связывает мироздание. Когда становится ощутимым бесчисленное множество вариаций дыхания Вселенной, рождаются отдельные (индивидуальные) техники Айкидо.

Морихэй часто говорил о дыхании А-УН, которое является японским произношением санскритского слова АУМ (ОМ), суммы всех звуков, актуализации космического дыхания, включающего создание, объединение и завершение всех вещей. (На Западе эквивалентом слову ОМ может служить Альфа-Омега.) ОМ включает значения „почитание“, „согласие“, „приятие“ и представляет утверждение жизни. Морихэй наставлял:

Вставайте рано утром и приветствуйте солнце. Вдыхайте и стремительно взмывайте к самым пределам Вселенной; выдыхайте и возвращайте Космос опять внутрь себя. 3атем вдыхайте всю плодородность и вибрацию Земли. И, в завершение, смешивайте Дыхание 3емли со своим собственным, становясь при этом Дыханием Жизни как таковым. Ваше тело и сознание возрадуются, депрессия и сердечная боль рассеются, и вас наполнит благодарность.

И-КИ ещё читается как „Вода-Огонь“, японский вариант китайской космологии Инъ-Ян. (Вода и огонь также являются двумя основными компонентами западной алхимии.) Равновесие Bодa-Огонь часто формулируется следующим образом:

ВОДА: женское, восприимчивое, неподвижность, скрытое, тень, эрос, взращивание, чрево, право, белый тигр, земля, луна.

ОГОНЬ: мужское, активное, движение, явленное, свет, логос, засевание, сердце, лево, лазурный дракон, небо, солнце.

Футомани показывает, что взаимодействие и основа этих двух начал составляют единое целое, и их компоненты приводят к творению. Если иероглифы поменять местами Огонь-Вода, то они будут читаться какками, „Божественный“.

Вода-Огонь активируется Ки, энергией, которая приводит в движение Вселенную, связующей силой, которая удерживает веши вместе. Прежде чем принять материальную форму, всё должно быть наделено энергией:
 — растения имеют: Ки + чувствительность, 
 — животные имеют: Ки + чувствительность + интеллект, 
 — люди имеют: Ки + чувствительность + интеллект + сознание.

Морихей постоянно побуждал своих учеников „связать себя с киистинной пустоты“:

Существует два вида Ки: обычная Ки и истинная Ки. Обычная энергия Ки груба и тяжела; истинная Ки легка и подвижна. Для того чтобы действовать правильно, вы должны освободиться от обычной Ки и наполнить свои органы истинной Ки. Сила пребывает там, где Ки сконцентрирована и стабильна; там же, где Ки застаивается, царит замешательство и злоба.

Источник ки в теле — это кикай тандэн, „ки-океан-киноварь-поле“. Эта чакра расположена в районе пупка, центра тяжести тела, где находится алхимическая печь кототама.

Относительно порядка вещей Морихэй часто говорил о конхаку. Концепция конхаку (телесная душа) очень похожа на понятие „высшей“ и „низшей“ (или базовой) природы. Кон представляет высшую природу человеческих существ: интеллект, сознание, духовную восприимчивость и божественную интуицию; хаку — это беспокойное средоточие эмоций: радости, злости, жалости, страха, любви, ненависти и желания. Кон — это элемент человеческой души, который „восходит“ после смерти;хаку — это элемент, который „нисходит“ в землю и погребается вместе с телом. (сознательная душа) и

Морихэй чувствовал, что все воинские искусства до сих пор основывались на факторе хаку; Айкидо, с другой стороны, сконцентрировано на элементе кон. Айкидо — это скорее духовное, чем техническое искусство:

Ваше сердце полно плодоносных семян, ожидающих возможности прорасти. Так же как цветок лотоса вырастает из болота, чтобы распуститься чудесным образом, взаимодействие Дыхания Неба и Дыхания Земли и неуловимое действие огня и воды заставляют цветок духа расцветать в мире материализма.

В других мандалах проявлялось отношение к двум существенным компонентам философии Морихэя: Такэмусу Айки и Macaкaцy-Aгaцy-Кацухаяби. Центральное пространство занимает Амэ-но-мару, пустой круг Небес. Морихэй Уэсиба однажды заметил: „Сущность Айкидо – это ноль“. Для выражения глубинного значения Айкидо он использовал такие фразы как Масакацу-Агацу, Амэ-но-Такэмусу СУ и третьей — Кацухаябu.Масакацу-Aгацу-Кацухаябu (произносится по-разному: Масакацу-Aкацу-Катихаяхи или Масакацу-Варэкацу-Каmихаяби — это часть имени синтоистского божества, порождённого богами Сусано-о и Аматэрасу. Это также и фраза из секретной молитвы, на протяжении веков использовавшейся удалившимися в горы аскетами и самураями-праведниками. В определённые вечера эти подвижники фиксировали свой взор на луне и произносили следующую мантру:

CУ-У-КУ КА-МИ СА-МУ-ХА-РА
МА-СА-КА-ЦУ ВА-РЭ-КА-ЦУ КА-ТИ-ХА-Я-БИ

Значение этой мантры может быть интерпретировано так:

Разливающееся-Творение-Космос-Божественное-Объединение
Подлинная Победа-это Победа Над Собой, День Стремительной Победы!

Для того чтобы овладеть таинствами Будо, человек должен вернуться к истоку всех вещей и объединиться с Божественным; единственный способ стать непобедимым заключается в том, чтобы преодолеть свои основные страсти, победить внутри себя сознание, стремящееся к соревнованию, и достичь абсолютной ясности сознания. И в таком случае человек может предвидеть любую атаку и уйти от нее невредимым.

Морихэй Уэсиба выбрал Масакацу-Агацу-Кацухаяби своим девизом и объяснял его так:

Сердце Айкидо — это: Истинная Победа — Победа Над Собой, День Стремительной Победы! „Истинная Победа“ означает непоколебимое мужество; „Победа Над Собой“ символизирует неослабевающее усилие; и „День Стремительной Победы“ представляет славный момент триумфа здесь и сейчас. Айкидо свободно от установленных форм, так что моментально реагирует на любое непредвиденное обстоятельство и, таким образом, убеждает нас в истинности победы: оно непобедимо, потому что ни с чем не сражается. Положитесь на „Истинную Победу — Победу Над Собой, День Стремительной Победы!“ — и вы сможете объединить внутренние и внешние факторы практики, очистите свой путь от препятствий и очистите свои чувства.

Далее Морихэй утверждал:

Если вы думаете только о победе, то на самом деле вы проиграете все. Знайте, что вы оба, и вы и ваш оппонент, идете одной дорогой. Окутайте своих врагов любовью, доверьтесь естественному ходу событий, объедините Ки, тело и сознание и сотрите границу между собой и другими. Это открывает безграничные возможности. Знающие эти принципы всегда победоносны. Победа без сражения — это истинная победа, победа над собой, победа стремительная и неоспоримая. Победа состоит в том, чтобы гармонизировать себя с другим, связать себя с Божественным, соединиться с Божественной Любовью, стать самой Вселенной.

Морихэй Уэсиба описывал эзотерическое значение Масакацу-Агацу-Кацухаяби следующим образом:

Масакацу олицетворяет мужской элемент огня левой стороны; Агацу подразумевает женский элемент воды правой стороны; Кацухаяби — это совершенное сочетание обоих элементов, которое дает техникам силу. Если техники истинны, то победа сама придет к вам в руки.

Такэ, первый элемент Такэмусу, еще произносится как бу. Первоначальное его значение „воинский“, но китайский иероглиф для слова бу буквально означает „остановить сражающиеся копья“, то есть „успокаивать конфликты и поддерживать мир“. Морихэй учил тому, чтотакэ/бу воплощает отвагу, доблесть, мудрость и сострадание Божественного и что это динамичная и активная сила, которая защищает и питает все вещи.

Такэ/бу имеет Божественную природу. Это путь, определенный богами, основанный на истине, добре и красоте. Такэ/бу — это добродетель. Она делает нас сильными и способными на героизм, она позволяет нам проявлять мужество, мудрость, любовь и сочувствие. Такэ/бу — это зеркало, которое разоблачает все вещи и выставляет напоказ зло.

Мусу означает „рождение“, „становление“, „созидательная сила“, „оплодотворение“, а также „бродить (быть в состоянии брожения)“, „вариться (завариваться)“ и „кипеть“. Это сокращение мусуби. Биозначает „дивный свет“ животворной силы, что очень похоже на цитату 1:4 из Книги Бытия: „И увидел Бог, что свет — это хорошо“. Мусубисоединяет все вещи вместе во взаимосвязанную сеть, простирающуюся без начала и конца. Мусуби „завязывает узел“ и является символом брака и воспроизводства.

Мусуби переступает различие между собой и другим и, таким образом, ведёт к цельности Айки, „гармоничной силы“, которая примиряет и объединяет противоположности, а также успокаивает все разногласия.Мусуби/Айки — это диалектический процесс, который связывает в единое целое такие элементы, как:

огонь — вода

мужчина — женщина

вдох — выдох

передняя сторона — задняя сторона

расширение — сокращение

распространение — поглощение

разнообразие — единство

Айки также имеет значение „взаимной помощи“, и Морихэй Уэсиба приравнивал Айки к другому иероглифическому написанию айки, „самому чистому проявлению любви“.

Такэмусу Айки — это „Доблестная Созидательная Сила Гармонии“, неудержимо создающая жизнь, полностью объединённая, абсолютно свободная и способная на безграничные трансформации.

Морихэй Уэсиба в мандалах писал: Масакацу-Агацу; У Амэ но Такэмусу СУ Айки МУ; и Кацухаяби. Добавление У-МУ, „рождение“, подчеркивает божественную плодородность и цельность Такэмусу Айки.

Мандалы всегда утверждают Айкидо. „Путь Гармонии“ Морихэя Уэсибы — это дорога, которая направляет нас к истине, доброте и красоте; она отражает безграничную, абсолютную природу Вселенной и великий замысел творения. Морихэй так говорил о „Пути“:

Путь подобен венам, разносящим кровь по всему телу, следуя за естественным потоком жизненной силы. Если вы хоть в малейшей степени отдельны от Божественной сущности, то вы очень далеки от пути.

Подписывая мандалы, Айки О Морихэй, „Морихэй, Старик, Приверженный Айки“, основатель говорил о том, что Айкидо это не абстракция; оно составляет тело и душу самого Морихэя, и оно может жить в каждом из нас.

Морихэй Уэсиба часто использовал символизм треугольника, круга и квадрата для иллюстрации принципа Итирэй-сикон-сaнгэн-хатирики, „Один Дух, Четыре Души, Три Основы и Восемь Сил“, структура, которая по мнению Морихэя представлена в каждой религиозной космологии.

ОДИН ДУХ — это единственный источник творения, обозначенный в Айкидо кототама Су, который разворачивается в спираль КА-МИ, Огонь и Вода, и, таким образом, формирует все компоненты существования. Один Дух охватывает весь космос.

ЧЕТЫРЕ ДУШИ:

Куси-митама — это разумный, глубинный, таинственный и восприимчивый аспект человеческой души. Это источник мудрости, ясности и добродетели. Куси-митама ассоциируется с Небом и принципом централизации. 
Арa-митама — это грубый, дикий и жестокий аспект человеческой природы. Это источник храбрости, доблести и прогресса, а также, если его направить в правильное русло, это разумная, мощная созидательная сила. Ара-митама ассоциируется с огнём с принципом усердия. (Когда Морихэй был чем-либо недоволен, его ара-митама проявлялась в виде взрывной ярости. Если кто-то получал нагоняй от Морихэя, то он уже никогда не мог этого забыть.) 
Ниги-матама — это спокойный, мирный и мягкий аспект человеческой души, который стремится к гармонии и миру, он является источником сочувствия, доверия и уважения. Ниги-митамa ассоциируется с Водой и с принципом объединения. 
Сати-митама — это оптимистический, светлый и цветущий аспект человеческой души, которому даруется благословение счастья, это источник любви и сострадания. Сати-митама ассоциируется с Землей и с принципом разделения.

ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА:

Треугольник — представляет ику-мусуби (также произносится как ику-тама), „Животворящий Принцип“, измерение потока ки. Он символизирует активное начало, животную сферу и Масакацу. В специальном смысле треугольник — это ключ к „вхождению“. 
Круг — представляет тару-мусу6и (тару-тама). „3авершаюший Принцип“, жидкое измерение. Он символизирует объединение, растительный мир иАгацу. В специальном смысле круг – ключ к „слиянию“. 
Квадрат — представляет тамацумэ-мусуби (тамацумэ-тама), „Реализующий принцип“, твердое измерение. Он символизирует форму, мир минералов и Кацухаябu. В специальном смысле квадрат является ключом к „контролю“.

Морихей Уэсиба

 

ВОСЕМЬ СИЛ:

Движение — Спокойствие 
Освобождение — 3астывание (Отвердевание) 
Втягивание — Расширение 
Объединение — Разделение

Следующая мандала — это портрет Морихэя Уэсибы. Надпись: „Айкидо — это все, что я есть“ — в точности раскрывает то, как Морихэй воспринимал самого себя.

Первая строка справа — Хая-Такэмусу-Оками, „Стремительный Доблестный Созидательный Великий Дух“. Это Вселенская сверхдуша, из которой проистекает конкретное воплощение, отраженное во второй строке Амэ-но—муракумо-куки-самухара Рюо. Морихэй рассказывал, что 14 декабря 1940 года посланник Сарута-хико — бога этики, ведущего людей дорогой добродетели, — явился ему и объявил, что с этих порАмэ-но—муракумо-куки-самухара Рюо завладеет его душой. (Потрясение от этого события было настолько велико, что Морихэй потом, тяжело болел в течение года.)

 

Морихэй Уэсиба таким о6разом объяснял эзотерическое значение имени своего воплощения:

Амэ-но-муракумо, „Вздымающиеся 06лака Небес“ = Вселенская энергия и распространяющееся повсюду дыхание. 
Куки, „Девять Неистовых Духов“ (а также и название древней системы эзотерического Синто, которое Морихэй изучал очень глубоко) = физическая сфера времени, пространства и непрерывности, „обоюдоострый меч земли и неба“. 
Самухара, „Холодная Равнина“ = налаживать, настраивать, правильная формулировка, очищение. 
Рюо, „Царь Дракон“ = динамическая сила, преобразовывающая и контролирующая силы природы.

Короче говоря, Амэ-но—муракумо-куки-самухара Рюо — это „Божественная Сила, Которая в Состоянии Искоренить Всё Зло и Восстановить Порядок и Спокойствие в Мире“, символ наивысшей добродетели на земле.

Третья строка — Кацухаяби кока, „День Стремительной Победы настал!“. Морихэй, вдохновлённый божественными силами, сделал Айкидо доступным всем. Последняя строка — это жизнерадостное заявление:Aйки Цунэмори. „Цунэмори, приверженный Айки!“

Яндекс.Метрика